0
4585
Газета Культура Печатная версия

10.03.2020 18:41:00

Фабрика самоограничения. Марат Гельман курирует "Живопись минус"

Тэги: марат гельман, выставка, живопись минус


марат гельман, выставка, живопись минус Цветные доски – просто и красиво. Фото со страницы ЦТИ «Фабрика» в Facebook

Выставку «Живопись минус», открывшуюся в Центре творческих индустрий «Фабрика», называют своеобразным продолжением знаменитого гельмановского проекта «Русское бедное», в 2008-м сделанного в Перми и год спустя привезенного в Москву в рамках III Московской биеннале современного искусства. «Живопись минус», по замыслу куратора, противопоставлена «живописи плюс». Последняя в том числе берет на вооружение новые технологии, нередко становится продолжательницей академической, а то и салонной традиции либо сподвижницей (или служанкой?) дизайна. «Живопись минус», как во вступительном тексте пишет Евгения Кикодзе, двигается «в сторону эскизности, нонфинитности – одним словом, в сторону самоограничения, той же бедности».

«Живопись минус», как и «Русское бедное», – надо понимать, одна из перманентных характеристик современного искусства, а совсем не тенденция какого-то «отчетного» периода. «Живопись минус» практикуют художники разных поколений – от Андрея Красулина до Ани Желудь и Ивана Новикова.

По какому принципу Гельман экспонентов – Семена Агроскина, Юрия Альберта, Александра Сигутина, Людмилу Константинову, Юрия Шабельникова, Хаима Сокола, Виктора Алимпиева, Ивана Лунгина, Аладдина Гарунова, Виктора Фрейденберга, Анну Егармину, Нику Земляникину, Викторию Шумскую – объединял, не всегда ясно. У иных эта «живопись минус», кажется, довольно легко может оказаться самой что ни на есть «плюс». Но получилось все равно любопытно: в качестве выставки «живопись минус» воспринимается каким-то фильтром, оптическим приспособлением для рассматривания картины мира. Или фильтром мировидения.

Потому что в этой разношерстной панораме, с одной стороны, можно вообразить себе взаимодействие с пейзажем, где есть, скажем, просто углы домов и – просто карточный домик; где есть «переводы» как бы на современный язык картин отечественной истории искусства, обращенные просто в цветные полосы наподобие телепомех на старом телеэкране; где есть просто свалка шин и есть просто пейзажи, в которых на холсте краска конкурирует с ассамбляжными вставками... Всё – просто. Быт здесь тоже есть – упрямое всматривание в бидоны для молока, или в ремень, или в морковь.

С другой стороны, и, конечно, с главной, это намеренно бессюжетный рассказ о способах (воз)действия живописи. Так Андрей Красулин повесил в одном зале доски. Доски – от ящиков, по ним прошла, будто случайно, кисть, кое-где между досок заткнут листок. Что напечатано – не разобрать. В другом зале такие ящики стоят на полу. В «Живописи минус» силен момент необязательности, заметят или нет. А известный по-своему медитативными видеоработами Виктор Алимпиев показывает живопись каких-то вспышек, молний, взмаха ресниц, отпечатавшихся в памяти (или в воображении), на холсте, опять-таки необязательным образом, неровно, «случайно», как будто снятых с «неправильной» выдержкой. Тоже медитативно. Недалеко от «полиптиха» с бидонами, аскетичных символов вещей у Ани Желудь, – другая «классификация» быта у Семена Агроскина. Картинка с лестницей вверх, в небо, в никуда, отдельные картинки с пилой, с фотоаппаратом, с морковью, с сумками, большие работы – просто с ведрами, со скамейкой... Написано эскизно и неаскетично, так, что, кажется, все дышит, споря с натюрмортностью быта.

Пока на алом панно с бахромой вороны, как будто ругаясь между собой, что-то клюют, то ли импровизированное распятие – или летящий над толпой огромный ворон – не до конца проступает из белой простыни. Третья работа – пустая ткань вроде рогожки. Вороны Хаима Сокола, на субъективный взгляд, кажутся размышлением о том, что такое образ, его появление/исчезновение, движение/постоянство.

Возможно, мы просто соскучились по гельмановским проектам. Прежде драйв от них – больше ли, меньше – зрители испытывали регулярно в гельмановской галерее на Винзаводе, но после того, как галерист из России уехал, – совсем редко. Гельман, надо полагать, эпатирует, говоря, что записывает в «живопись плюс» нескольких известнейших концептуалистов (поэтому на выставке их работ нет) – в том числе Илью Кабакова, – которые как раз всю дорогу от того, как определена сейчас «живопись плюс», дистанцируются. Но даже когда галерист нас провоцирует, нынешнему в целом вялотекущему художественному процессу это в плюс. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
834
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
466
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
439
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2444

Другие новости