Музыканты Российского национального молодежного симфонического оркестра сочетают насыщенную концертную жизнь и образовательный процесс. Фото РНМСО
Новая программа Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО) прозвучит 8 марта: милым дамам, впрочем и их спутникам тоже, коллектив преподнесет букет вальсов. С тонким ароматом, если иметь в виду участие в концерте французского дирижера Жана-Кристофа Спинозу, известного своими изящными жестами и изысканными трактовками.
Если отойти от легкомысленного, заданного датой, тона, РНМСО – проект совсем не шуточный. Скорее крайне амбициозный. Он создан полтора года назад при поддержке государства – в основном на средства президентского гранта. На конкурсной основе было выбрано 100 музыкантов до 30 лет, и этим счастливчикам повезло сочетать невероятно насыщенную концертную жизнь с уникальным – в данном случае можно не бояться этого слова – образовательным процессом. С новым оркестром уже работали музыканты первого ряда – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Михаил Юровский, Александр Лазарев, Александр Сладковский, Денис Мацуев, лауреаты Международного конкурса имени П.И. Чайковского разных лет. Оркестранты перенимают опыт у своих старших коллег из Госоркестра России им. Светланова, Национального филармонического оркестра России, амстердамского оркестра Консертгебау, оркестров Большого и Мариинского театров, оркестра MusicAeterna и французского ансамбля Matheus. По информации Московской филармонии, которая курирует РНМСО, в рамках симфонической академии только за первый год музыканты прошли более 1400 часов занятий с педагогами и солистами лучших российских и зарубежных оркестров. Это колоссальный опыт, ведь, по сути, эта сотня – будущие артисты российских (надеемся) оркестров.
По статистическим данным, только в первый сезон (2018/19) оркестр провел 40 концертов, выступив в 13 российских городах – от Санкт-Петербурга до Иркутска, от Вологды до Нижнего Новгорода, а сцена ему была предоставлена даже в Кремле. В ближайшем будущем у РНМСО – гастроли в Бонне, на родине Бетховена, берлинском Концертхаусе (в составе Российско-германского молодежного оркестра под управлением Валерия Гергиева в концерте, посвященном 75-летию окончания Второй мировой войны), летом РНМСО будет представлять Россию на международном Фестивале молодежных оркестров, в августе – в преддверии знаменитого летнего фестиваля – его ждут в Люцерне. В следующем сезоне уже запланированы концерты в Люксембурге и ни много ни мало – Парижской филармонии.
Один из последних концертов оркестра, который прошел под управлением дирижера Валентина Урюпина, продемонстрировал его недюжинную подкованность, которая уже позволяет охватить не только полотно Шестой симфонии Чайковского, но и тончайшей детализации партитуры современных авторов. Пьеса Владимира Тарнопольского Be@thoven-Invocation (диалог с Четвертым концертом Бетховена) соткана скорее из призвуков: крайне скудный и крайне мучительный звуковой мир оглохшего Бетховена выражен средствами симфонического оркестра, накапливающееся напряжение выплескивается в звучание аккорда, который растекается по залу, словно звучит в колонках, – и не локализует напряжение, а лишь усиливает его. Своеобразной «тоникой» стал собственно Четвертый фортепианный концерт в непринужденном и как будто поверхностном исполнении (на самом деле нет – таков интерпретационный прием) немецкого пианиста Ларса Фогта.
В ближайшем концерте за пульт РНМСО встанет Жан-Кристоф Спинози – основатель и руководитель всемирно известного ансамбля Matheus, специалист по исторически информированному исполнительству, впрочем, не ограниченному лишь средневековой или барочной музыкой. В спектр его интересов попадают, скажем, оперы Россини, в «спектр» программы РНМСО – и душевные вальсы Штрауса-сына, и поэтические фрагменты из Чайковского, и демонический вальс из «Фантастической симфонии» Берлиоза, и драматическая поэма Равеля.
комментарии(0)