Чтобы стать звездой, таланта мало, считает режиссер Себастьян Солдевилья. Фото агентства «Москва»
Завтра в Московском театре мюзикла пройдет премьера спектакля «Прайм-тайм». Постановка посвящена мании телевизионных шоу в духе «Мы ищем таланты», которые в последние годы заполонили эфир. Какой путь пройдет главная героиня, мечтающая с помощью участия в условном «Голосе» вырваться из провинциального городка? Так ли просто зацепиться в столице и хватит ли для этого только бешеного таланта? Себастьян СОЛДЕВИЛЬЯ, один из основателей канадской театрально-цирковой компании «7 пальцев», уже работал в этом театре – вместе с Мариной Швыдкой они поставили оперетту «Принцесса цирка», которую венчал головокружительный трюк. Над новым спектаклем они вновь работают вместе. Накануне премьеры Себастьян ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марины ГАЙКОВИЧ.
– Кому принадлежала идея вскрыть телевизионную кухню?
– Михаил Швыдкой вынашивал эту идею долгое время. Как вы знаете, он давно работает на телевидении и знает многое изнутри. У нас была пара встреч после «Принцессы цирка», мы обсуждали, в каком ключе будет решен спектакль, и решили сделать некую сатиру на этот мир. Но спектакль не плоский, в нем несколько линий, несколько уровней истории, здесь дело не только в телевидении. Речь идет в том числе о различиях между столицей и провинцией. О мечтах молодой девушки, которая хочет быть знаменитой, о том, чего это стоит, о разнице между реальными работниками и людьми, которые принимают решения, и так далее.
– Насколько вам лично близки эти темы?
– Я думаю, они близки любому, кто работает в нашей индустрии. Мы все застали успех интернета, нажал на кнопку – и вот уже твой ролик в Сети, просмотры, лайки и так далее. Кажется, что так легко стать звездой… Я не из этого поколения но вижу, как все это происходит. И вижу, что эта система дала еще больше власти людям, обладающим властью.
– Вы верите, что можно сегодня спеть в таком шоу и завтра стать звездой?
– Должна быть определенная доля таланта, конечно. Но что еще важнее – чтобы тебе было что сказать, не у каждого это есть. Вопрос в том, зачем ты хочешь стать звездой. Из-за денег? Хорошо. Чтобы тебя узнавали на улице? Или тебе есть что сказать? Хочешь влиять на людей? Хочешь поменять мир? Слишком много разных вариантов. Свой я знаю.
– И каков он?
– Не скажу!
– В вашем спектакле героиня добилась успеха?
– Главная героиня – девочка Аня – хочет сбежать из своего родного городка. Она очень талантливая, потрясающая певица, и она понимает, что своим искусством может менять людей вокруг себя. Так что она говорит себе: «А почему бы и нет?» С Мариной и Михаилом Швыдкими мы потратили много времени на поиск ее мотивации – зачем она выбирает этот путь? Первое – это уехать, но потом происходят изменения и в ее жизни, и в ее взглядах на жизнь, и девушка меняется, и ее мотивация. Концовку я вам не скажу, но она не примитивная.
– Вы лично встречались с миром телевизионных шоу?
– Меня все время приглашают в разные программы – работать с участниками, стать членом жюри, но я не хочу тратить на это время. Я не верю в то, что можно вот так легко судить артистов. И я считаю, что люди не должны голосовать, потому что публикой легко манипулировать. Было так много скандалов! Например, во Франции в шоу «Голос» участвовала блистательная певица лет 20. Она не была мусульманкой, но закрывала волосы. И вот кто-то нашел ее Twitter. Когда ей было 15, она что-то глупое написала, немного расистское. И люди посходили с ума: она должна уйти из шоу! Зачем она это сказала, кому, каков контекст? Это никого не волновало. Интернет все помнит – и вот одно сообщение в Twitter, о котором сама артистка давно забыла, ломает ей жизнь! В нашем спектакле поднимается эта тема – о влиянии: кто на кого влияет, кто тянет за ниточки.
– Как вы ищете артистов для ваших спектаклей?
– Зависит от проекта. Например, в «Кухне», которая приезжала в Москву, было всего восемь-девять артистов, поэтому каждый должен обладать огромным спектром талантов. А недавно я делал шоу, посвященное сказкам «Тысячи и одной ночи», и там мне нужны были хорошие танцоры, хорошие цирковые артисты. С Театром мюзикла я работаю несколько лет, я вижу ребят, с которыми уже работал, и отмечаю их профессиональный рост. В спектакле «Прайм-тайм» каст самый сильный, поверьте. Вокалисты, танцоры, драматические артисты – потрясающие.
– Вы сами проводили кастинг. Какие задачи ставили?
– Зависит от роли. Я работаю с энергией. На роль Ани я давно хотел Галину Безрук. Я с ней встретился, она была заинтересована, но мне надо было увидеть ее в деле, почувствовать ее энергетику. Потому что это главная роль, и она очень тяжелая, это как американские горки – героиня постоянно на сцене, ей нужно очень много двигаться и выучить огромное количество песен. Главное – если она не будет очень хороша, мы не поверим в эту историю. На кастингах мы отсмотрели очень много людей, не только из театра, только одних танцоров было пять сотен.
Когда ты пишешь новую пьесу, то самое главное – очень четкое понимание характера ролей, какими качествами должен обладать артист и для каких целей. Поэтому тяжело было проводить кастинги, чтобы найти идеальный вариант. Но в сравнении с «Принцессой цирка» здесь гораздо больше героев, даже у ансамбля есть специфические роли. Ведущий шоу, техники сцены, уборщица, визажисты – у всех есть индивидуальность, есть собственный материал. Я думаю, артисты получают большое удовольствие от участия в спектакле.
– Как вам работается в качестве сопостановщика, учитывая, что Марина Швыдкая – представитель другой театральной школы?
– Марина занимается драматической частью, я – музыкальными и хореографическими номерами. Мы очень много обсуждали накануне и постоянно обсуждаем в процессе репетиций. Она работает, я работаю, мы показываем друг другу сцены, делаем комментарии, кто-то из нас сводит фрагменты.
Это как пинг-понг. Сейчас она на репетиции, а я даю интервью, так что я получаю всю славу, а она работает (смеется). Иногда мы видим что-то по-разному, но мы находим компромисс. Главное, что мы позволяем друг другу пробовать. Тебе кажется так? Давай попробуем! Я показываю свою работу Марине. И Михаилу, и Алексею Кортневу, который пишет тексты песен, и сценаристам. Это командная работа, понимаете? Я ставил очень большие шоу (в том числе олимпийские. – М.Г.). Если ты думаешь, что ты один и сам принимаешь все решения, то это не так.
Чего ждут от меня – это видение целого. Но я не диктатор. Я капитан, который взаимодействует с видеодепартаментом, с хореографами, со световиками, звуковиками и так далее. Но я не единственный, кто управляет лодкой, иначе с шоу можно попрощаться. К слову, о команде. Чем выделяется «Прайм-тайм» – это музыка. Ее пишет композитор Максим Лепаж, с которым я работаю последние несколько лет, и он сделал невероятную работу, я очень горжусь музыкальной частью спектакля.
– Какие шоу у вас сейчас в работе?
– Несколько. Посвящение Шарлю Азнавуру, которое в следующем году запустится и, возможно, приедет в Москву. Еще одно – масштабный спектакль, посвященный легендам Среднего Востока. Параллельно идет четыре-пять проектов: в США (два проекта на Бродвее), Канада–Франция (Азнавур), Россия…
– О, будет еще один спектакль!
– Да, думаю, я вернусь. И Китай. Но сейчас все сходят с ума с этой жуткой болезнью…
Китай – огромный новый рынок для шоу, но сейчас, я знаю, все компании закрыли свои проекты.
– Как вы думаете, куда сегодня движется цирк?
– Хороший вопрос. Мне кажется, все больше и больше цирк начинает объединяться с другими видами искусства. Французский цирк проповедует театрализацию, а в Канаде, например, все чаще цирковые компании стали внедрять хореографию. Как раз для моих бродвейских шоу я активно использую цирк, но ставлю себе сложную задачу интегрировать, «вшить» цирковые элементы в язык спектакля, а не просто сделать вставные номера. Мы проводили ворк-шопы в Монреале для этих проектов. Надеюсь, они оба скоро запустятся. Но на Бродвее никогда не знаешь, как будет, это очень специфическое место.
– Одна негативная рецензия – и спектаклю конец?
– Целиком и полностью! Но есть люди, у которых еще больше власти, это владельцы театров. Есть пять семей, которые владеют всеми театрами Бродвея. И если они решают что-то поменять, им все нипочем, по щелчку пальца все меняется. Это и со мной случалось. Мюзикл «Любовник» с Цирком дю Солей продавался на 80–85%, но владельцы решили делать новую пьесу Джоан Роулинг про Гарри Поттера и отменили все будущие спектакли, просто сообщили нам, что шоу закрывается.
- Вы поддерживаете идею отказаться от участия животных в цирковых представлениях.
- Да!
- Сами не использовали их в спектаклях?
- И никогда не буду. Понимаете, это часть истории цирка, он базируется на животных. И во времена, когда зоопарков не было, цирк выполнял даже образовательную функцию. Но я думаю, мы живем в другое время. Неважно, как сильно публика любит животных, и как сильно любят их дрессировщики. Животные не должны быть в клетке. Поэтому я и зоопарки не поддерживаю.
- Какие чувства вы испытываете после премьеры спектакля?
- Особенные. Когда спектакль готов, я с ним мысленно прощаюсь. Мне интересно создавать, я не их тех, кто постоянно пересматривает свои работы и умиляется.
- То есть «Принцессу цирка» вы после премьеры не видели?
- Нет, приезжал пару раз, смотрел, и должен сказать, что Марина Швыдкая делает колоссальную работу по сохранению спектакля, обучению, вводу артистов. Я же эту работу, честно сказать, ненавижу!
комментарии(0)