На заключительном гала-концерте Юрий Башмет сыграл дуэтом с румынской скрипачкой. Фото © Пресс-служба РКА
В городе-курорте вот уже в тринадцатый раз прошел Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета. За это время местные жители и гости уже привыкли к насыщенной, «многослойной» программе форума, где мероприятия длятся буквально с утра до ночи – собирают огромную аудиторию и превращают Сочи на несколько дней в эпицентр важных культурных событий.Как и прежде вечерние концерты в Зимнем театре предваряли дневные в Органном зале; четко и слаженно функционировали четыре департамента – народных инструментов, вокальный, инструментальный и композиции, в рамках которого также состоялся традиционный конкурс молодых композиторов. Вновь звучали стихотворные «баттлы» на турнире поэтов, работала школа молодых журналистов и фотошкола, действовали различные выставки (среди них выделялась сочинская лаборатория видео-арта, которую подготовил искусствовед Антонио Джеуза). Все было как всегда, вот только не повезло с погодой: в первый день и вовсе пошел снег, словно Сочи решил передать привет Москве, только что принявшей свой фестиваль Юрия Башмета.
Зимний международный фестиваль искусств – 2020 продолжил объединять музыку самых разных стилей, эпох, жанров. Выступление этнического ансамбля Соны Йорбатех из Гамбии перемежался с интернациональным оперным проектом, где участвовали певцы из Аргентины, Германии, ЮАР, США и России: диалог культур подхватило музыкальное путешествие по странам и континентам от итальянского барочного коллектива La Magnifica Comunita. На радость местной публике вновь были показаны спектакли «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским и «Ван Гог. Письма к брату» с Евгением Мироновым. В Сочи приехала звезда мировой сцены Наталья Осипова, которая исполнила главную роль в постановке балета Артура Пита «Мать».
Но, пожалуй, главная особенность нынешнего форума – шесть премьер современных композиторов. Это еще одна прекрасная традиция, которой похвастаться могут далеко не все российские фестивали. Можно с уверенностью сказать, что современная музыка в ее самом разном обличье постепенно обретает свое место не только в Москве и Питере, но и на берегу Черного моря. В этом году публика вновь услышала музыку Кузьмы Бодрова: в прошлый раз он удивлял своей «нейросимфонией» по Яндексу, в этот – сюитой с китайским вокалистом. Большим событием оказалось первое исполнение в Сочи хоровой оперы Александра Чайковского, названной в духе опер Римского-Корсакова: «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском». Шесть хоров, оркестр «Новая Россия», пластический театр, два контртенора и актер Андрей Мерзликин словно на машине времени перенесли в древнюю Русь. Еще одно сочинение – Второй концерт для флейты и струнного концерта – специально для фестиваля написал знаменитый британский композитор Майкл Найман, знакомый многим по саундтрекам к фильмам Питера Гринуэя.
На закрытии же прозвучали целых три мировые премьеры ныне живущих композиторов – Оскара Бьянки, Тошио Хосокавы и Николы Кампогранде. Не исключено, что о существовании этих людей добрая половина зала вообще и не подозревала, а представить себе исполнение подобной музыки в театре, который ожидает в скором времени «сольник» Александра Малинина и Михаила Шуфутинского, до сих пор было в принципе невозможным. Юрий Башмет в очередной раз продемонстрировал свою открытость к любым экспериментам, новшествам, разного рода нарушениям границ в музыке, объединив в одной программе трех авторов, абсолютно непохожих друг на друга в творчестве. Еще одно важное замечание – опусы современных композиторов исполняли не ансамбли солистов, специализирующиеся на подобной музыке, а Всероссийский юношеский симфонический оркестр – по сути, дети и подростки, толком и не изучавшие нотацию, приемы из арсенала музыки XX–XXI веков.
Итало-швейцарский композитор Оскар Бьянки – один из самых востребованных композиторов в мире – с российской музыкальной действительностью знаком не понаслышке: он довольно часто приезжает с лекциями и мастер-классами в Москву, Питер и даже был в городе Чайковском Пермского края. Свою оркестровую пьесу он посвятил маэстро Башмету, однако выбрал не солирующий альт, а солирующую электрогитару (исполнителем стал, впрочем, музыкант Нико Кук). Продолжительный диалог и противостояние оркестровой, тонко рафинированной фактуры и «рваных», судорожных гитарных риффов знатокам напомнили музыку итальянца Фаусто Ромителли, а любителей заставили удивиться органичному существованию этих двух «миров»: впрочем, после «роковых» (ударение на первый слог) элементов в конце опуса прозвучала вполне себе классическая, как в лучших инструментальных концертах, гитарная каденция.
Вторая мировая премьера заключительного концерта – пьеса «Узу» Тошио Хосокавы, японского мэтра современной музыки, признанного во всем мире наряду с Тору Такемицу. По словам композитора, он создавал сочинение под впечатлением звучания инструмента шо, используемого в гагаку, придворной японской музыке: его особенность в том, что он воспроизводится при помощи вдоха и выдоха исполнителя. Помимо имитации звучания шо, в «Узу» пять оркестровых групп, расположенных особым образом на сцене, вовлекали слушателей в пульсацию звуковых волн, изображающих движение времени: впрочем, в финале вселенский хаос наконец уступил звенящей тишине. И наконец, еще одну пьесу по заказу Юрия Башмета для заключительного гала-концерта написал итальянец Никола Кампогранде. Это ни много ни мало Первая симфония, и несмотря на то, что ее длительность – примерно 12 минут, по структуре она представляет собой классический четырехчастный цикл с типичными соотношениями «быстро-медленно». Это сочинение вызвало наибольший интерес у публики, поскольку его нельзя было назвать «авангардным». Вместо скрипов и скольжений по струнам – «микс» из аллюзий на музыку Прокофьева, Малера и даже Гайдна: эдакий постмодернистский опус в лучших традициях музыки XX века.
Собственно, в таком приподнято-праздничном ключе и прошел заключительный гала-концерт, открывшийся увертюрой к опере «Руслан и Людмила» Глинки. На сцену поочередно, как на каком-нибудь интернациональном конкурсе, выходили солисты: южнокорейский пианист Санвоок Ким продемонстрировал, как мог бы звучать леворучный концерт Равеля, если бы он был написан как минимум для четырех рук; шведский виолончелист Франц Хельмерсон проникновенно исполнил «Лесную тишь» Дворжака; скрипачка Татьяна Самуил легко и непринужденно расправилась с бессмертным «хитом» – «Цыганскими напевами» Сарасате; маэстро Башмет и скрипачка Михаэла Мартин слились в чувственном дуэте в Двойном концерте Бруха, а серб Небойша Йован Живкович заставил взбодриться уставшую публику своей «забойной» пьесой, в которой на фоне звучания целой батареи ударных инструментов композитор-исполнитель сам лихо отбивал ритмы на барабанах и маримбе. Финальной яркой точкой этой «мировой музыки» и сочинского Международного фестиваля в целом стала популярная увертюра к опере «Сорока-воровка» Россини, которую юные дарования Юрия Башмета сыграли в запредельном темпе, на последних силах, но с ощутимым удовольствием и радостью.
Сочи-Москва
комментарии(0)