0
4609
Газета Культура Печатная версия

01.03.2020 18:18:00

Ясновидение форм в пространстве. В галерее "На Каширке" идет выставка Сергея Бордачева

Тэги: выставка, сергей бордачев, русский авангард


42-7-3350.jpg
Художник превращает несовместимые
на первый взгляд предметы в искусство.
Фото Рудольфа Костоусова
«Формы в пространстве» – так называется проект Сергея Бордачева, участника Бульдозерной выставки 1974 года, которого не зря называют классиком «второго русского авангарда». Работы художника находятся в коллекциях Третьяковской галереи и Русского музея, Музеев Кремля, Московского музея современного искусства и Государственного центра современного искусства, РОСИЗО, Центра Помпиду, Музея Зиммерли, Музея Стеделийк, а также в 14 частных коллекциях в России и за рубежом. В галерее «На Каширке» показывают живопись и графику, ассамбляжи и объекты из собрания самого художника и из других частных коллекций.

Знакомство еще в конце 1960-х с Ольгой Потаповой и Евгением Кропивницким, с Оскаром Рабиным, Николаем Вечтомовым, Лидией Мастерковой и Владимиром Немухиным, Львом Кропивницким, а также с Эдуардом Штейнбергом и его братом Борисом (Борухом), с Анатолием Зверевым подтолкнуло Бордачева к поискам своего художественного языка. Конец 1960-х – 1970-е – время, когда и в доме самого Бордачева проходили «квартирники», там выступали Генрих Сапгир, Андрей Монастырский, Лев Рубинштейн…

Анатолий Зверев часто бывал у Бордачева, которого, по его словам, «сразу поразила» зверевская свобода в обращении с материалом. Тот написал портрет Бордачева и портрет его матери… щеткой. «Писал он всегда с натуры, но натура была только поводом, импульсом к творческому самовыражению, виртуозной импровизации. Человек или пейзаж на холстах Анатолия Тимофеевича преображался. Сквозь точно схваченное внешнее сходство ощущался звездный прообраз земного», – вспоминает Сергей Бордачев. Последнее – очень важное для Бордачева замечание.

Идя к выражению себя в искусстве через бионические формы «внутреннего» телесного мира, он вышел в результате в открытый космос супрематизма Малевича и его коллег. Вышел к абсолютной геометрической абстракции, став таким образом прямым продолжателем теорий и творчества «председателя пространства», как называл себя Малевич.

«Искусство есть развитие пластических форм в пространстве» – именно эта универсальная формулировка Малевича дала название выставке, объединив тотальные абстракции, в том числе геометрические, с предельно материальными и собранными из конкретных вещей ассамбляжами и объектами. Это работы, созданные Бордачевым на базе теорий супрематистов и художников «первой волны» русского авангарда (на выставке есть цитаты из их теоретических работ), которые работали с понятиями энергии и пространства. Кроме того, на выставке отчетливо читаются влияния открытий ХХ века в области астрофизики.

Материальность ассамбляжей Бордачева обманчива. Создавая ассамбляжи и объекты, художник формирует каждый раз микрокосмос, в котором мяч оказывается планетой, точкой на звездной карте неба. Экспозиция демонстрирует взаимосвязь пространства и предметов.

Рядом с традиционно написанным «Снегопадом зимой», где снежная взвесь хлопьев дает ощущение плотности воздуха, «выкристаллизовываются» из живописного холста квадраты, круги и треугольники, следом – выход в реальное пространство галереи: гравий, нанесенный на холсты, меняет ощущение пространства и цвета. Так белый перестает быть белым, а черный – черным («Черное на черном» и «Белое на белом»).

В соседнем отсеке зала – серия «Искусство земли»: работы, сделанные из песка и разных других материалов и объемов – шаров, лент прозрачного пластика, ткани и т.д. Здесь «Лабиринт» соединяет материальную сущность земли с идеей расширения Вселенной, «Вспышка» напоминает о теории Большого взрыва, а объект «Гитара» на старинном столике, возможно, символизирует теорию струн. Пространственные объекты «Движение энергии», «Равновесие» отражают и прежние представления, и последние данные о кривых траекториях движений планет. Ассамбляж «Отражение времени», где использована старинная рама зеркала, теннисные ракетки 1920-х – портал в прошлое, соседствует с «Часами», созданными из нескольких часовых механизмов. И наконец, «Свернутое зеркало», где пружина в середине композиции «сворачивает» в два металлических рулона «зеркало», напоминает о «Зеркальной Вселенной» Стивена Хокинга и Роджера Пенроуза.

«Готовя эту выставку, я обнаружила, что искусство и наука в ХХ веке шли рука об руку. Малевич в своих теориях во многом опирался на книгу 1911 года «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира» русского математика и метафизика Петра Успенского, который писал о том, что четвертое измерение – это время. В те же годы Эйнштейн разрабатывал свою теорию относительности, – говорит куратор выставки Елена Рюмина. – Художники часто являются и сознательно, и бессознательно выразителями определенных идей. Сергей Бордачев изучал не только теории наших авангардистов 1900–1930 годов, но и язык символов разных культур. Что есть «Квадрат Малевича», которым он, как известно, «обнулил искусство»? Квадрат – архетипический, еще со времен энеолита знак земли. «Строю новый мир из пепла земли», – писал Малевич в одном из своих стихотворений. Это не что иное, как отсылка к «праху земному», из которого, согласно Библии, все вышли и в который вернутся. Таким образом, «Квадрат Малевича» – это одновременно и начало, и конец (по Малевичу, «нуль форм – зародыш всех возможностей»), а в астрофизике – та самая точка максимальной плотности пространства и времени, из которой произошла Вселенная».

«Сдвиг в живописи в сторону четвертого измерения, конечно, не просто шуточка, касающаяся исключительно одной области живописи. Сдвиг во время, сдвиг всей трехмерной культуры в четвертое измерение – это новое обстоятельство, в котором состояние всех наших предметов должно измениться и все предыдущие их состояния должны разрушиться», – писал Малевич в 1926 году. «Художник должен быть ясновидящим, он должен быть магом... обладать даром заставлять других видеть то, чего они сами не видят и что видит он», – констатировал математик Петр Успенский в 1911-м. Выставка «Формы в пространстве» тоже показывает такое ясновидение. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
1479
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
867
Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

Открылась выставка, исследующая китч в современном искусстве

0
833
 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2680

Другие новости