1
6402
Газета Культура Печатная версия

18.02.2020 19:20:00

Марат Гельман подарил Третьяковке 20 лет искусства

Собрание музея пополнили работы художников из России, Украины и Казахстана

Тэги: третьяковская галерея, программа, меценаты, дарители, марат гельман, выставка, современное искусство


третьяковская галерея, программа, меценаты, дарители, марат гельман, выставка, современное искусство Необычно осознавать, что искусство, которое продвигал Гельман, стало музейным. Фото агентства «Москва»

В Третьяковской галерее три года назад стартовала программа «Меценаты и дарители», нацеленная прежде всего на пополнение фондов искусства XX–XXI веков. Как не раз говорила директор ГТГ Зельфира Трегулова, огромные лакуны у музея в коллекции работ 1990-х и нулевых. Галерея уже получила несколько даров, вписывающихся как раз в эти хронологические рамки. Открывшаяся в западном крыле Новой Третьяковки выставка «Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана» – тоже как раз об этом времени и представляет дайджест переданного музею одним из первых и самых ярких галеристов Москвы.

В одном темном зале Третьяковки в картонных коробках что-то кряхтит и пищит. Видео группы «Синие носы» из серии «Маленькие человечки» – с ворочающимся в гробу Лениным и с демонстрацией маленьких человечков (самих художников) – были одним из опорных пунктов той части основного проекта I Московской биеннале современного искусства, что заняла площадку бывшего Музея Ленина. Тот первый биеннальный выпуск, как известно, назывался «Диалектика надежды». Это была зима 2005 года. «Синие носы» Вячеслав Мизин и Александр Шабуров всегда хотели делать искусство понятное – в нем не было снобизма художественного междусобойчика, оно смеялось намеренно грубовато и говорило с массами. Марат Гельман раскручивал на московской художественной сцене в том числе и этих художников.

На другом конце выставки доминирует в пространстве фрагмент огромного многосоставного панно 2006 года, напоминающего мурал, – «Война миров» Гоши Острецова. Там «рубятся» герои времени – Екатерина Деготь, Иосиф Бакштейн, галеристы-тяжеловесы – Марат Гельман, Владимир Овчаренко... Сейчас это воспринимается как памятник вроде бы недавнему, но далекому прошлому. Критик Екатерина Деготь уехала из Москвы в Вену, Иосиф Бакштейн – уже не комиссар Московской биеннале.

Галерея Гельмана, открывшаяся в 1990-м (и среди прочего, как известно, именно при ее поддержке в 1994-м случилось перевоплощение Олега Кулика в человека-собаку), закрылась в 2012-м. Ее место занял гельмановский проект «Культурный альянс», но он просуществовал не очень долго. Гельман был деятельнейшим участником пермской культурной революции, в Перми же он сделал, в частности, знаковый для художественной летописи проект «Русское бедное». Его почерк как галериста был не просто смелым, а даже радикальным, так что многие устроенные им выставки в совершенно разных городах то и дело срывали люди из числа любящих оскорбиться. Уже несколько лет Гельман живет в Черногории, где руководит Dukley European Art Community.

В этом смысле довольно странно осознавать, что искусство, сделанное художниками, которых он продвигал, уже перешло в стадию музеефикации. Несмотря даже на то, что он уже дарил работы в другие музеи. Но правильно, что сейчас эти вещи попали именно в Третьяковку. То есть нынешняя выставка, которую курируют Наталья Сидорова и Михаил Сурков, воспринимается не только, а может, не столько как дар, сколько как свидетельство эпохи, по сравнению с которой в искусстве все сильно изменилось. Не случайно кураторы собрали в виде подписей к работам тексты тех лет, когда эти работы были сделаны.

«Если бы термин «критический реализм» не был так нагружен конкретными историческими ассоциациями, точнее нельзя было бы сказать о творчестве Дмитрия Врубеля», – читаешь под его полотном 1992 года «Дети» текст Елены Селиной (ее галерея XL – тоже одна из первых ласточек в Москве и до сих пор один из двигателей арт-процесса). Того самого Врубеля, чей сделанный с Викторией Тимофеевой «Евангельский проект» был в списке знаковых выставок, осуществленных Гельманом. Недалеко от «Детей» висит «Без названия» Юрия Шабельникова – визуализация доктрины «православие, самодержавие, народность» образца 2005-го.

Здесь есть акционисты Олег Кулик и Анатолий Осмоловский. В ГТГ переданы проекты 1990-х, сделанные основателями соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. На контрасте с ними выступают в «глянцевой» стилистике АЕС+Ф и Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Тут показывают работы Виктора Алимпиева, ставшего одной из молодых звезд московской арт-сцены нового тысячелетия, и работы киевского художника Арсена Савадова. У него в серии Underground «в роли» легочников в соляных пещерах оказались герои хрестоматийно известных фресок Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе. Художник из Казахстана Ербол Мельдибеков представлен фотографией «Брат мой, враг мой». Она заставляет вспомнить перформанс Марины Абрамович и Улая «Ааа-ааа»: глядя друг другу в глаза, они друг на друга орали. У Мельдибекова герои не кричат, у них во рту по пистолету... Очень разное искусство. К слову, Гельман подарил галерее и «Игру в теннис» Ильи Кабакова. Но эту инсталляцию в нынешних залах не развернуть, и ее покажут отдельно. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Виктор Рыбаков 10:20 19.02.2020

А Марат Гельман подарил Третьяковке,интересно,большую клизму,которой он заменил церковный купол? И приняла ли это галерея?



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 Выставка  "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

Выставка "Монеты и рыцари. Серебро и сталь"

0
2140
 ВЫСТАВКА  "Память о счастье"

ВЫСТАВКА "Память о счастье"

  

0
2098
Элита Ирана близка к решению "ядерной" дилеммы

Элита Ирана близка к решению "ядерной" дилеммы

Смена власти в Сирии лишила Тегеран средств сдерживания

0
5081
Большим городам обещают юридические кварталы

Большим городам обещают юридические кварталы

Екатерина Трифонова

Госпрограмму "Юстиция" модернизировали под самые современные тренды

0
2152

Другие новости