0
6021
Газета Культура Печатная версия

13.02.2020 18:57:00

Тициан вернулся

После 93-летнего перерыва картина "Се Человек!" заняла место в постоянной экспозиции Пушкинского музея

Тэги: кража, картины, тициан, пушкинский музей


кража, картины, тициан, пушкинский музей Это позднее полотно Тициана сумрачно, но не менее виртуозно по письму, чем ранние работы мастера. Фото РИА Новости

Сумрачная, но виртуозная по письму картина «Се Человек!» была создана Тицианом около 1575–1576 годов, то есть перед смертью мастера. В Россию она попала в середине XIX века. Тогда вместе с другими тициановскими работами из собрания Барбариго делла Террацца ее купили для Эрмитажа. В Москву в Государственный музей изящных искусств, как тогда назывался нынешний ГМИИ им. А.С. Пушкина, полотно перевезли в 1924 году вместе с некоторыми другими картинами старых мастеров. В 1927-м его украли.

В числе украденных тогда картин кроме Тициана были работы кисти Рембрандта и итальянского художника XVII века Карло Дольчи. Полотно Тициана было возвращено в запасники музея в 1931 году в очень плохом состоянии. Как рассказали на недавней презентации в Пушкинском музее реставраторы, в 1927-м и холст Тициана, и холст Рембрандта вор просто вырезал и скрутил в рулон, сперва – Рембрандта, поверх – Тициана. К тому же тициановское произведение затем прятали в баке, зарытом в землю...

Первая реставрация 1930-х годов была «скорой помощью»: это соединение вырезанной части холста с той, что осталась в музее, дублирование всего этого на новый холст, подведение белого реставрационного грунта на места утраченных участков и укрепление красочного слоя.

В 2008 году в Пушкинском музее решили полотно тщательно изучить, отреставрировать и вернуть в постоянную экспозицию. Под руководством главного научного сотрудника Пушкинского музея, исследователя итальянской живописи Виктории Марковой этим занималась команда, в которую вошли реставраторы ГМИИ Николай Колесников, Юлий Питеря и Игорь Бородин; Анна Васильева и научно-исследовательская лаборатория Минералогического музея А.Ф. Ферсмана.

rest_b2.jpg
Вид картины до реставрации, начавшейся
в 2016 году. Фото предоставлено
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Проблемы с тициановской картиной – осыпи красочного слоя, то, что реставрационный грунт 1930-х частично заходил на красочный слой, – отчасти усугублялись и сложностями техники живописи самого венецианца. По словам Виктории Марковой, хотя проблема сохранности работ Тициана широко не обсуждается, она существует и вызвана двумя главными причинами. Тициан был первым художником с современным пониманием живописи как импровизационного искусства, он работал фактически без подготовительного рисунка, экспериментировал с техникой, и это обернулось трудностями в плане сохранности. Они особенно усугубляются в тех случаях, когда его произведения создавались или приобретались не венецианцами, а перевозились в другие страны. И, по словам Марковой, у более поздних тициановских произведений сохранность хуже.

«Ecce homo!» («Се Человек!») – сюжет, к которому Тициан обращался много раз, картины на эту библейскую тему хранятся в музеях по всему миру. Работа из Пушкинского, по словам Виктории Марковой, в дореволюционные годы публиковалась разными исследователями, а потом выпала из научного оборота почти на 90 лет. Что касается широкой аудитории, то после кражи полотна долгое время многие и вовсе не знали, что в музее есть такой Тициан. Только в 1995 году полотно вновь было включено в краткий каталог картинной галереи, а семь лет спустя вошло в научный каталог собрания итальянской живописи ГМИИ, составленный Марковой.

С 2008 по 2016 год проводили подготовительные к реставрации работы, сама она длилась с 2016-го по 2019-й. В ходе технико-технологических исследований, в частности, выяснилось, что под нынешним изображением было еще одно – мужской портрет (это тоже не способствовало сохранности красочного слоя итоговой композиции «Се Человек!»). Был проведен анализ красочных пигментов. Перед реставраторами стояла задача исправить то, что было сделано в 1930-х, – в частности, убрать часть дублировочного холста. Кроме того, нужно было удалить потемневший лак и в целом предотвратить дальнейшие утраты красочного слоя.

Теперь «Ecce homo!» занял место в постоянной экспозиции Пушкинского музея. Сейчас в музее хранятся две работы Тициана. Рядом – более ранний, 1540-х годов, «Портрет кардинала Антонио Паллавичини». В фондах ГМИИ есть еще «Мадонна с младенцем в нише», написанная примерно в 1515–1520 годах. Сегодня она со знаком вопроса обозначена как копия с Тициана, но чтобы установить авторство точнее, ее тоже нужно исследовать и реставрировать. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4195
Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей представил неизвестную часть собрания знаменитого коллекционера

0
4238
О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

Дарья Курдюкова

Снейдерс и все-все-все в Пушкинском музее

0
5819
Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Пушкинский музей закольцовывает историю с помощью искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Истина на кончиках пальцев

0
5682

Другие новости