Ковер «Вождь мировой революции Ленин и предводитель Востока Нариманов». Карабах, 1920 год Фото © Государственный музей Востока
«Эхо советского Азербайджана. Ковер. Вышивка. Плакат» – совместный проект Музея Востока (где и идет выставка), Азербайджанского национального музея ковра и Фонда Марджани. Здесь – около 40 предметов 1920–1970-х годов, на примере которых кураторы Ширин Меликова, Мария Филатова и Вера Мясина показали, как советская власть взяла на вооружение древние традиции прикладного искусства.
Текстиль и плакаты буквально кожей впитали соединение, подчас довольно механическое, веками складывавшейся традиционной культуры и советской пропаганды. Всадник, не скачущий даже, а будто летящий над землей, как столетиями было на восточных миниатюрах, – в 1920-е стал отмечен красной звездой. Этот «рабочий витязь» топчет дракона – теперь это, конечно, гидра империализма, – иллюстрируя приведенные на двух языках четверостишия о том, что «неизбежно спокойно и твердо/ Мы сплотимся у красных знамен»... Это продукция БакКавРОСТА, учрежденного в 1919-м бакинского филиала «Окон РОСТА».
Вот плакат «За сбор 13 000 тонн хлопка по-большевистски» – пример продукции треста Бакполиграф 1933 года. По «монтажу» образа нового героя – работницы – и разных динамичных ракурсов он отчасти напоминает приемы работы московского Общества станковистов, к тому времени уже два года как переставшего существовать. Вот ковры: с одной стороны, «Вождь мирового пролетариата Ленин и предводитель Востока Нариманов» (1920), с другой – «Стахановцы» (1937). Наивные, как лубочные картинки, фигурки вписаны в орнаментальные раппорты – в 1920-е агитационный язык еще только складывался, и можно было делать по-разному. Но больше всего сейчас экспонируют вещей на тему освобожденной женщины Востока. «Снятие чадры» по-восточному красочно и нарядно, с плотной, опять-таки как в орнаментах, композицией, с похожим на детский рисунком – и с советской атрибутикой. Некоторые женщины, как это тут показано, еще побаиваются, другие проявляют сознательность, а иные уже и красным флагом размахивают.
Азербайджанский национальный музей ковра был основан в 1967-м стараниями мастера ковроткачества Лятифа Керимова (на выставке есть и его собственные работы, к примеру, очередной ковер с Лениным, выполненный в 1954 году на производственном объединении «Азерхалча»). Еще в 1920 году в Баку открылась первая художественная школа (впоследствии ставшая техникумом), в которой через три года появилось отделение прикладных искусств. Просуществовало оно пять лет, и, как пишут в музее, неизвестно, что потом стало с мастерицами. Но образцы текстиля тех лет сохранились, они есть и в Музее ковра, и в Музее Востока.
Как нетрудно догадаться, панорама в полстолетия, какую представляет теперешнее «Эхо советского Азербайджана», показывает разительные перемены. И если на коврике кустарного производства во второй половине века Кремль все еще выглядит как пряничный дворец, то в основном за этот период на выставке «отчитываются» огромные ковры, где центральные клейма занимают уже вполне соцреалистически вытканные спортсмены, ГЭС, школа, дом отдыха и т.д., словом, усредненная советская продукция с тягой к гигантомании. Из вводных текстов вы узнаете, что в 1950-х «Азерхалча» – в работе участвовал и Лятиф Керимов – выткала рекордный по размерам ковер с Лениным площадью 75 кв. м (он остался в Музее ковра, но в Москве хватает и других Лениных).
Однако самое красноречивое – эксперименты 1930-х годов. Вернее, как раз эксперименты тогда были свернуты. На изделии, напоминающем коврик для намаза, в характерную нишу, символизирующую мечеть, вписан Молотов. Довольно страшное свидетельство времени.
комментарии(0)