Ян ван Эйк. Мадонна у фонтана. Ок. 1440. Frick Collection/www.lukasweb.be |
- Матиас, вы покажете 13 из примерно 20 сохранившихся работ Яна ван Эйка, но кроме того, на выставке будут работы его современников и последователей, в том числе копии с утраченных произведений ван Эйка. Можно ли по копиям предположить, сколько всего произведений он создал?
- Определить это очень трудно. В силу особенностей стиля ван Эйка, в силу того, что он использовал лессировки, накладывая тонкие полупрозрачные красочные слои один поверх другого, в силу того, что в его работах невероятно много деталей, их создание занимало много времени. Когда мы говорим, что до наших дней дошло около 20 его картин, это, конечно, приблизительно, ведь даже не все работы были подписаны. Мы кое-что знаем о некоторых утраченных произведениях, поскольку они упомянуты в письменных источниках. Главным образом благодаря итальянскому гуманисту в XV века Бартоломео Фацио, писавшему, в частности, о
Ян и Губерт ван Эйк. Поклонение мистическому Агнцу (Гентский алтарь). 1432. Собор Св. Бавона, Гент. © www.lukasweb.be - Art in Flanders vzw |
- Почему он обратился к живописи так поздно, во второй половине 1420-х годов?
- Произведения его юношеского периода неизвестны. Но они, без сомнения, были. Возможно, одно из них - миниатюры из Турино-Миланского часослова. Многие исследователи приписывают их кисти ван Эйка, однако по этому поводу много споров, как, впрочем, и относительно датировки. Одни считают, что это 1420-е годы, другие - что это уже время перед смертью художника в 1441-м. Единственный уверенно приписываемый ван Эйку рисунок - с кардиналом Никколо Альбергати из Дрездена (1431 - "НГ"), но, по-видимому, многие его рисунки и эскизы не сохранились либо нам неизвестно их местонахождение. Думаю, существовали не только связанные с портретами эскизы, но и изображения обстановки, пейзажи - с горами, цветами и т.д.
Ян ван Эйк. Портрет мужчины в голубом шапероне. Ок. 1428-1430. Национальный музей Брукенталя, Сибиу |
- Алтарь отреставрирован на две трети, и в этом году мы ждем выхода публикации о проведенных исследованиях. После выставки начнется реставрация внутренних верхних створок. Что касается завершения проекта, точная дата неизвестна, поскольку еще не начался третий, последний, этап реставрации. Вероятнее всего, к нему приступят в 2021-м, и, думаю, он продлится года четыре или около того. Так что нужно запастись терпением.
- Удалось ли в ходе этого проекта узнать что-то о полулегендарном старшем брате - Губерте ван Эйке и его участии в работе над алтарем? Там была интригующая надпись, согласно которой Губерт, первый и великий мастер, начал это дело.
- Губерт ван Эйк по-прежнему остается загадочной и очень схематичной фигурой. До сих пор обсуждается, какие именно части он писал на Гентском алтаре. Кроме того, нет работ, которые мы могли бы с какой-то долей уверенности ему приписать. Но результаты исследования надписи на алтаре многообещающие. Установлено, что это четверостишие, где сказано, что Губерт начал работу над алтарем, а Ян продолжил ее после смерти Губерта в 1426 году, аутентичная.
Рука G (Ян ван Эйк?). Турино-Миланский часослов. Ок. 1410-1440. Палаццо Мадама, Т урин - Городской музей древнего искусства Публикуется с разрешения Фонда Музеев Турина |
- Абсолютной уверенности относительно его поездки в Иерусалим у нас нет. У ван Эйка было несколько путешествий, однако точно известно направление только одного из них: в 1428-29-м он отправился в Португалию и Испанию. Направления других поездок держались в секрете. Конечно, заманчиво думать, что эти секретные "командировки" 1426 года в дальние края были связаны со Святой Землей и Иерусалимом.
- Самое точное изображение Иерусалимского храма, насколько это было возможно в ту эпоху, когда вместо храма уже много столетий стояла мечеть Купол Скалы, есть на картине из Роттердама "Три Марии у Гроба Господня" (причем задолго до появления аналогичной архитектурной типологии в образе Иерусалима в знаменитом "Паломничестве в Святую Землю" Бернарда фон Брейденбаха). Работа есть на выставке. Прежде ее приписывали Яну или Яну и Губерту ван Эйкам, а сейчас мастерской. Этот замечательный образ Иерусалима не был написан ван Эйком и не имеет отношения к его живописи?
Ян ван Эйк. Благовещение. Диптих. Ок. 1433-1435. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид |
- Как портретист Ян ван Эйк одним из первых использовал трехчетвертной ракурс, гораздо раньше, чем в итальянской живописи (там одним из самых ранних примеров стал "Портрет неизвестной (Смеральды Бандинелли)" 1470-80 кисти Боттичелли (Музей Виктории и Альберта, Лондон). Портреты ван Эйка, при очень небольших размерах, отличаются фантастической степенью детализации. Речь идет только о зоркости ван Эйка или он использовал какие-то приспособления того времени?
- Да, итальянские художники переняли этот ракурс от ранненидерландской живописи. Что касается специальных приборов, у нас нет точной информации о том, как именно он работал. По поводу линз - не знаю. Может быть, какое-то увеличительное стекло для мельчайших деталей. Может быть, использовал камеру-обскуру. Наша выставка - об оптической революции Яна ван Эйка. Но что это за революция: это теория профессора Гентского университета Максимилиана Мартенса, одного из приглашенных кураторов ретроспективы. Он утверждает, что ван Эйк не просто был замечательным, очень зорким наблюдателем, но и обладал базовыми теоретическими знаниями об оптике - об отражении, поглощении и преломлении света. В Гентском алтаре он написал сотни драгоценных камней, на которые падает свет. И это была имитация реального света, который падает под тем же углом, что и в капелле заказчика Вейдта в соборе Св. Бавона, где стоит Гентский алтарь. Естественно, мы должны помнить, что искусственного света не было и Ян ван Эйк зависел от естественного освещения в капелле.
- Простите за глупый вопрос, т.е. ван Эйк работал непосредственно в капелле, а не в своей мастерской?
- Это еще одна вещь, которая нам неизвестна. Свидетельств не осталось. Он мог писать его в Генте, в соборе, а может быть, завершал в своей мастерской в Брюгге. У нас огромные лакуны в информации об одном из самых важных в истории художников. Но что мы все-таки знаем, так это что копию с Гентского алтаря, написанную в 1557-58 годах Михилом Кокси для короля Филиппа II, этот художник делал в капелле, т.е. рядом с Гентским алтарем.
- Было анонсировано, что сопоставление ванэйсковских картин с итальянской живописью (Пизанелло, Фра Анджелико, Мазаччо и Беноццо Гоццоли) "прежде таким образом никогда не было представлено на выставках". Что имеется в виду?
- Есть исследования и выставки о ван Эйке и Италии, но не было экспозиций, где бы его сопоставляли с его итальянскими современниками. К примеру, в 2002 году в Музее Грунинге в Брюгге прошла выставка "Ян ван Эйк и юг Европы. 1430-1530", но она рассказывала о влиянии этого мастера на более поздних итальянских художников. Мы же показываем упомянутых художников и еще Доменико Венециано, т.е. всех современников ван Эйка в Италии. На протяжении первой половины XV столетия и еще несколько десятилетий итальянские живописцы находились под большим впечатлением от североевропейской и особенно бургундской живописи. Упомянутый уже Бартоломео Фацио писал о выдающихся людях эпохи, включив в них четырех художников. Двое из них, Пизанелло и Джентиле да Фабриано, были итальянцами, а двое других - Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Красноречивый факт.
Разумеется, на итальянских мастеров оказало огромное влияние усовершенствование Яном ван Эйком техники живописи маслом. Это позволило изображать мир гораздо правдоподобнее, чем темперой. На выставке мы увидим, что итальянцы еще часто использовали сусальное золото для фонов. Вот этого ван Эйк, похоже, не делал никогда - он мог имитировать золото. В то время итальянцы испытывали огромное влияние его искусства, со всеми его пейзажами и деталями. Как известно, итальянские художники в пору Раннего Возрождения больше интересовались структурой, вопросами линейной перспективы, но не деталями - по крайней мере не в такой степени, как ван Эйк. Он скрупулезно и геологически верно передавал скалы, камни, много видов облаков, разные виды растений и т.д. Ван Эйк писал Луну, правильно изобразив ее поверхность. Она встречается в его работах несколько раз, но самые поразительные примеры - в изображении воинов Христовых в Гентском алтаре и в диптихе с "Распятием" из Музея Метрополитен. Насколько мне известно, другие художники тогда такого не делали. А ван Эйк сделал почти за 80 лет до Леонардо с его тремя рисунками лунной поверхности.
комментарии(0)