0
5929
Газета Культура Печатная версия

30.01.2020 18:37:00

Притча о детстве. Режиссер Яна Тумина дебютировала в театре Льва Додина

Тэги: театр, премьера, яна тумина


театр, премьера, яна тумина Павел и Гуль потеряли маму, но обрели новую семью. Фото с сайта www.mdt-dodin.ru

В Малом драматическом театре под руководством Льва Додина состоялась премьера спектакля «Где нет зимы» в постановке Яны Туминой. Повесть российской писательницы Дины Сабитовой о детях-сиротах адаптировали для театральной постановки Яна Тумина и Елена Покорская.

Острая, часто эксцентричная режиссура Туминой хорошо известна по спектаклям Инженерного театра «АХЕ»: достаточно назвать такие спектакли, как «Господин Кармен», «Гобо. Цифровой глоссарий», «Гекатомба. Блокадный дневник», и многие другие. Режиссерский дебют Туминой в Малом драматическом театре раскрыл в полную силу ее лирическое дарование, заметное и в других ее работах.

Эту сторону поэтики режиссера поддерживает сценография Эмиля Капелюша, в которой, по его словам, он хотел создать «гимн старому театру», что удалось ему в полной мере, хотя художник и не отказался от условности. На сцене возведена крыша старого дома из дерева, фактура которого явственно видна. Это заслуга мастера света Василия Ковалева. Крыша трансформируется с помощью монтировщиков – все девять имен указаны в афише. Они работают четко, быстро, помогая создавать необычную атмосферу спектакля.

Под крышей этого дома живет домовой по имени Аристарх Модестович (Михаил Самочко), интеллектуал, историк дома и профессорской семьи, некогда здесь проживавшей и сгинувшей в известный период прошлого века. Комментатором жизни современной семьи выступает сшитая бабушкой Шурой (очаровательная, остроумная Наталья Акимова) Лялька (несравненная Мария Никифорова). Семья, обитающая в старом доме, выражаясь казенным языком, неполная. Нервная, вызывающая симпатию мама-художница (Елена Соломонова) не воплотила свою мечту ни в творчестве, ни в семейной жизни. Отец сына Павла живет со своей семьей в Красноярске, отец младшей дочки Гуль – и вовсе турок. Тем не менее дети, как выражается бабушка Шура, чудесные, но необычные. То ли это Герда и Кай, то ли диккенсовский Дэвид Копперфилд, то ли Тиль и Митиль из «Синей птицы» Метерлинка. Это кажется странным до поры до времени. Однажды мама исчезает. Дети пытаются жить одни, но их забирают в приют: мама умерла. Несовременное понятие «приют» сочетается со смартфоном, скайпом, СМС и другими техническими приметами нашего времени. История вечная. Незнакомый отец из Красноярска готов забрать сына, но Гуль ему не нужна, и мечтающий о семье Павел отказывается расставаться с сестрой.

Дети встречают Миру: воспитывающая сына одна, она готова взять Гуль, но брат и сестра выставляют Мире ультиматум – все должны жить вместе и в их старом доме. Тут устраивает бунт сын Миры Миша – он не желает покидать свою комнату. В книге Сабитовой и в спектакле Туминой все, к счастью, заканчивается хеппи-эндом и «рождественской песнью».

Молодые артисты театра, симпатичный «детский ансамбль», составляющая в ансамбле всего спектакля, органично существуют в жанре притчи. Гуль Дарьи Ленды олицетворяет пробуждение женственности; Миша Александра Быковского – угловатый подросток, избалованный мамой, добр, умен и благороден; Кира (Надежда Некрасова) – «маленькая женщина». Рано повзрослевший герой Ярослава Дяченко обладает недетской мудростью, что не вносит диссонанса в спектакль-притчу. Он кажется взрослее приемной мамы Миры (Екатерина Клеопина). Она суматошлива, не собранна, слегка неряха, что ставит ей на вид приемный сын, но при всем этом она олицетворяет милосердие в самом высоком смысле слова. Об этом и ставит свой спектакль Яна Тумина – спектакль, предназначенный театром для семейного просмотра. Он воплощает идею великого режиссера Джорджо Стрелера – театр для людей. 

Санкт-Петербург


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
492
Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Генеральный директор Большого театра Беларуси: "С Россией мы стали дружить еще сильнее"

Александр Матусевич

Екатерина Дулова рассказала "НГ" о московском конкурсе вокалистов, культурном обмене между странами и сюжете для национальной оперы

0
2128
Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Домохозяйка со сверхспособностями ловит Павла Прилучного

Наталия Григорьева

Режиссер Максим Кудымов снял российский ответ "Людям Икс"

0
3084
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
7183

Другие новости