Павел и Гуль потеряли маму, но обрели новую семью. Фото с сайта www.mdt-dodin.ru
В Малом драматическом театре под руководством Льва Додина состоялась премьера спектакля «Где нет зимы» в постановке Яны Туминой. Повесть российской писательницы Дины Сабитовой о детях-сиротах адаптировали для театральной постановки Яна Тумина и Елена Покорская.
Острая, часто эксцентричная режиссура Туминой хорошо известна по спектаклям Инженерного театра «АХЕ»: достаточно назвать такие спектакли, как «Господин Кармен», «Гобо. Цифровой глоссарий», «Гекатомба. Блокадный дневник», и многие другие. Режиссерский дебют Туминой в Малом драматическом театре раскрыл в полную силу ее лирическое дарование, заметное и в других ее работах.
Эту сторону поэтики режиссера поддерживает сценография Эмиля Капелюша, в которой, по его словам, он хотел создать «гимн старому театру», что удалось ему в полной мере, хотя художник и не отказался от условности. На сцене возведена крыша старого дома из дерева, фактура которого явственно видна. Это заслуга мастера света Василия Ковалева. Крыша трансформируется с помощью монтировщиков – все девять имен указаны в афише. Они работают четко, быстро, помогая создавать необычную атмосферу спектакля.
Под крышей этого дома живет домовой по имени Аристарх Модестович (Михаил Самочко), интеллектуал, историк дома и профессорской семьи, некогда здесь проживавшей и сгинувшей в известный период прошлого века. Комментатором жизни современной семьи выступает сшитая бабушкой Шурой (очаровательная, остроумная Наталья Акимова) Лялька (несравненная Мария Никифорова). Семья, обитающая в старом доме, выражаясь казенным языком, неполная. Нервная, вызывающая симпатию мама-художница (Елена Соломонова) не воплотила свою мечту ни в творчестве, ни в семейной жизни. Отец сына Павла живет со своей семьей в Красноярске, отец младшей дочки Гуль – и вовсе турок. Тем не менее дети, как выражается бабушка Шура, чудесные, но необычные. То ли это Герда и Кай, то ли диккенсовский Дэвид Копперфилд, то ли Тиль и Митиль из «Синей птицы» Метерлинка. Это кажется странным до поры до времени. Однажды мама исчезает. Дети пытаются жить одни, но их забирают в приют: мама умерла. Несовременное понятие «приют» сочетается со смартфоном, скайпом, СМС и другими техническими приметами нашего времени. История вечная. Незнакомый отец из Красноярска готов забрать сына, но Гуль ему не нужна, и мечтающий о семье Павел отказывается расставаться с сестрой.
Дети встречают Миру: воспитывающая сына одна, она готова взять Гуль, но брат и сестра выставляют Мире ультиматум – все должны жить вместе и в их старом доме. Тут устраивает бунт сын Миры Миша – он не желает покидать свою комнату. В книге Сабитовой и в спектакле Туминой все, к счастью, заканчивается хеппи-эндом и «рождественской песнью».
Молодые артисты театра, симпатичный «детский ансамбль», составляющая в ансамбле всего спектакля, органично существуют в жанре притчи. Гуль Дарьи Ленды олицетворяет пробуждение женственности; Миша Александра Быковского – угловатый подросток, избалованный мамой, добр, умен и благороден; Кира (Надежда Некрасова) – «маленькая женщина». Рано повзрослевший герой Ярослава Дяченко обладает недетской мудростью, что не вносит диссонанса в спектакль-притчу. Он кажется взрослее приемной мамы Миры (Екатерина Клеопина). Она суматошлива, не собранна, слегка неряха, что ставит ей на вид приемный сын, но при всем этом она олицетворяет милосердие в самом высоком смысле слова. Об этом и ставит свой спектакль Яна Тумина – спектакль, предназначенный театром для семейного просмотра. Он воплощает идею великого режиссера Джорджо Стрелера – театр для людей.
Санкт-Петербург
комментарии(0)