Беби-опера – это зрелищно, выразительно и максимально доступно. Фото со страницы спектакля «День рождения Иа» в «ВКонтакте»
В текущем концертном сезоне внимание музыкальных институций обратилось на самую юную публику – малышей. Появилось сразу несколько опер – с приставкой беби, – предназначенных действительно для тех, кому в Большой театр не попасть еще несколько лет. Есть возможность подготовиться.
В Башмет-центре миниатюрный музыкальный спектакль поставили петербургская корпорация «Кот Вильям» и режиссер Алла Чепинога, специализирующаяся на детских операх – ей принадлежит несколько подобных постановок в Мариинском театре. Для спектакля «День рождения ослика Иа», где дети встречаются (а кто-то и знакомится) со знаменитыми героями «Винни-Пуха», пригласили художника Викторию Хархалуп, квартет «Страдиваленки» (участник конкурса квартетов на телеканале «Культура», который запомнился многим зрителям виртуозными аранжировками и артистичностью) в компании с арфисткой Валентиной Борисовой, солистов московских театров Василия Гафнера, Петра Морозова, Ольгу Спицыну, Ольгу Жиленкову и Андрея Макарова.
А для консультаций приглашали специалистов по педагогике. Поэтому в спектакле были рассчитаны фрагменты разговорные, музыкальные и игровые, появился образовательный элемент: кратко и максимально доступно герои объясняли основные оперные понятия – ария, дуэт, речитатив и другие. Музыкальные инструменты тоже были выбраны выразительные, привлекающие внимание: рояль, скрипка, контрабас, аккордеон и арфа – разумеется, после спектакля детям разрешили их потрогать и попробовать извлечь звуки самостоятельно. Обстановка – зал с лепниной, колоннами и хрустальной люстрой, рассадка на стульчиках, понятные декорации (грибок, торт), настоящие оперные формы (ария, ансамбль, хор), симпатичные герои в объемных костюмах – все это так или иначе формирует представление о взрослом оперном театре.
Спектакль «Шумовички» пробует другой тип работы с малышами, обращаясь к образному мышлению, фантазии, воображению ребенка. Повествовательная линия здесь есть – это история о девочке, которой открылись шумовички – обычно невидимые хранители дома. Правда, невидимы они лишь в присутствии хозяев – а когда остаются одни, не лишают себя удовольствия пошалить. Зрители рассаживаются на полу в шатре – комнате девочки, а матерчатые стены становятся экраном, за которым творится волшебство – теневой театр, где плавают вилки, ложки, тарелка каши, будильник, где виден профиль виолончелиста и его прекрасного инструмента. А когда стенка приподнимается, чудят шумовички, создавая настоящую кухонную симфонию – в ход идет и крупа в банке, и поварешки, и крышки кастрюль, и другая утварь. Режиссер Александра Ловянникова и композитор Анна Поспелова используют наработки, уже опробованные в театральных постановках для малышей – в Москве их создают в основном частные компании, государственный театр, даже детский, не так охотно идет на контакт с публикой, у которой, как говорится, молоко на губах не обсохло.
Впрочем, «Шумовички» и еще одна беби-опера композитора Татьяны Шатковской-Айзенберг – «Дерево» – были созданы в рамках проекта «КоOPERAция», который уже второй раз проходил в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (руководит им режиссер Екатерина Василева).
И тот и другой проект будут показаны еще раз: на «День рождения ослика Иа» Башмет-центр приглашает в феврале, а оперы из проекта «КоOPERAция» ждут своего зрителя в концертном зале «Зарядье» в марте.
комментарии(0)