0
2993
Газета Культура Печатная версия

12.01.2020 18:56:00

Дорогу осилит празднующий

Театр, кино, танец, медицина – как отмечают 20-летие Московского музея современного искусства

Тэги: ммома, музей, современное искусство, москва


ммома, музей, современное искусство, москва Фото сайта mmoma.ru

Московский музей современного искусства (ММОМА) одним из первых в России начал делать аранжировки своей коллекции, устраивая тематические выставки, где – в силу формата – произведения искусства время от времени могут повторяться, но ракурс всегда новый. Это могло быть исследование, скажем, понятия метаморфозы, а могло быть исследование нашего восприятия. Первую такую экспозицию – «От штудии к арт-объекту» – в главном музейном здании на Петровке приурочили к 10-летию ММОМА в 2009 году. Всеми способами музей показывал, что современное искусство – штука не страшная, а интересная, динамичная, развивающаяся, задающая важные вопросы – нужно только повнимательнее вглядеться. Сделанный к 20-летию проект «ММОМА 99/19» – уже девятая такая тематическая выставка. Кураторы Диана Джангвеладзе и Мария Доронина пригласили 20 представителей совершенно разных профессий, чтобы те на основе работ из собрания ММОМА рассказали свои истории.

Кураторам выделено по залу, и мозаика из их историй заняла весь музей. Пронизывая анфилады второго этажа, поздравительная эпопея перекидывается на третий, а завершается на первом. Здесь, как нас предупреждают, нет линейного нарратива. Это длинное путешествие выстроено как сборник новелл, в которых та красота, что в глазах смотрящего, то есть смотрящих из разношерстной компании приглашенных кураторов, естественно, весьма разнообразна и иногда противоречива. Того и добивались.

В череде залов и кураторов (приводим так, как они обозначены в музее) – Федор Конюхов (мореплавание), Владимир Мухин (гастрономия), Владимир Сорокин (литература), Андрей Малахов (телевидение), Фредерик Маль (парфюмерное искусство), Олег Воскобойников (история), Кирилл Серебренников (театр), Илья Лагутенко (музыка), Алиса Хазанова (кино), Диана Вишнева (танец), Михаил Алшибая (медицина), Кети Чухров (философия), Федор Смолов (спорт), основатель музея Зураб Церетели (искусство/музей)... Стоит ли говорить, что разительные контрасты восприятия составляют еще один план нынешней выставки: да, это юбилейный выставочный выпуск, в котором каждому поздравителю дано несколько минут на «речь со сцены», но этот выпуск в итоге посвящен тому, как современное искусство стало частью жизни, не только художественной, а светской, научной – всякой. Жизни, где часто все смешано со всем.

Потому погружение в эти новеллы начинается с разговора Алены Долецкой и Ани Желудь о коммуникации и коммуникациях, которые могут быть эффектным и страшным пучком будто бы оборванных проводов на потолке, но в конце концов нужны, чтобы попытаться наладить диалог.

И дело не только в том, чтобы попросить рассказать о музейной коллекции медийных персон, те самые разные способы смотрения – в каком-то смысле самоцель. Вы увидите срежиссированную Кириллом Серебренниковым картину жизни, где есть и жесткий реализм, и не менее жесткий угар, и предельная конкретика, выходящая на уровень обобщения. А спустя короткое время попадете в зал историка-медиевиста Олега Воскобойникова, пропускающего contemporary art сквозь призму иконографических сравнений со Средневековьем. А позже – после сконструированного Ильей Лагутенко пространства сюрреализма и психоделики, с картиной самого сюрреалистичного из московских концептуалистов Виктора Пивоварова, с работами петербургских «новых академиков» и костюмами для «Поп-механики» Сергея Курехина – зритель вдруг очутится в темной-темной комнате «Кино». Алиса Хазанова сделала ее похожей на вспышку в темноте, на рассматривание негативов, на зацикленный процесс проявлений и трансформаций. Она сконструировала драматургию от «стоп-кадров» черно-белой гравюры Василия Кандинского и литографического триптиха Олега Васильева со строками Всеволода Некрасова к пробивающимся сквозь помехи картинкам в видеоинсталляции Марины Черниковой Urban Surfing, от двухмерных вещей к объектам – к черному квадрату, буквально беременному новой формой («Рождение круглого» Кристины Мороз), и сработанным из ПВХ прозрачным скульптурам Филиппа Донцова (из серии «Семья»), которые тоже балансируют на грани материальности и вспышки, видения.

Произведения искусства здесь «перебиваются» то декабрьскими газетами 1999-го (когда открылся музей) с новостями о том, что происходило в стране и в мире, то летописью музейной жизни. Когда на нее смотришь, вдруг понимаешь, что со времени некоторых выставок уже прошли годы. Так современность, простите за банальность, становится историей. Так ММОМА все эти годы показывал, что о contemporary art можно говорить множеством способов, подходя с совершенно разных сторон. С этими ракурсами можно соглашаться или спорить, важнее, что так в эти годы музей выстраивал живое дискуссионное поле. Этим всегда и был интересен. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

0
1352
 ВЫСТАВКА  "Память о счастье"

ВЫСТАВКА "Память о счастье"

  

0
2166
Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4170
Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Коммунисты прокладывают лыжню на выборы Госдумы

Дарья Гармоненко

К электорату партия поедет по советской ностальгии и социальной повестке

0
2063

Другие новости