0
7391
Газета Культура Печатная версия

30.12.2019 00:01:00

Конец пермского периода Теодора Курентзиса (5)

Дирижер делает международную карьеру, театр пытается сформировать новую программу

Тэги: курентзис, театр, музыка


курентзис, театр, музыка Контракт Курентзиса с Пермским театром оперы и балета продлен не был.  Фото Никиты Чунтомова/MusicAeterna

В 2019-м Теодор Курентзис не продлил контракт с Пермским театром оперы и балета, покинул его и резидент театра – оркестр и хор MusicAeterna. Сообщество гадало, где будет новая база музыкантов. Коллектив обоснуется в петербургском Доме радио – старинном особняке на Итальянской улице, давно требующем реставрации. Не без протестов общественности – иные культурные деятели Северной столицы считают, что варягу не место в центре города, да и в городе вообще. Впрочем, Курентзису не привыкать: в той же Перми все восемь лет его там пребывания часть публики (даже профессиональной) обвиняла дирижера в развале всего и вся, прежде всего репертуара театра. К счастью, поддержка Курентзиса была куда более мощной, а потому недовольные голоса тонули в буре восторга: Пермская опера, всегда сильная, обошла Большой и Мариинский.

Курентзис, заручившись поддержкой власти (за восемь лет поддержкой не всегда стабильной, но все же), предложил театру уникальную, пусть и со своими плюсами и минусами, художественную политику. В штате на неравных правах существовало два оркестра, один обслуживал текущий репертуар, другой участвовал в элитных проектах Теодора, и в конечном итоге их совместная деятельность принесла Пермской опере, Курентзису и MusicAeterna всемирную славу.

Пользуясь недюжинными финансовыми ресурсами (государственными и спонсорскими), Курентзис приглашал в Пермь лучших режиссеров и музыкантов: Питер Селларс поставил здесь гениальную «Королеву индейцев» Перселла (премьера этого спектакля-копродукции с ведущими европейскими театрами прошла именно в Перми). Другие варианты копродукции позволили пермякам увидеть вердиевскую «Травиату» в постановке Боба Уилсона и ораторию Онеггера «Жанна д’Арк» в сценической интерпретации Ромео Кастеллуччи. Оперная трилогия Моцарта – да Понте появилась сначала на сцене, а затем на диске. Последствия не заставили себя ждать: пермский оркестр был приглашен в качестве резидента на Зальцбургский фестиваль и с тех пор стал выступать там ежегодно.

В 2018 году Курентзис возглавил оркестр Юго-западного радио Германии (SWR), причем по приглашению музыкантов самого оркестра. Осенью он дебютировал с оркестром Берлинской филармонии. Так началась его самостоятельная карьера на Западе. Но в приоритете дирижера - собственный оркестр: покорив Европу, MusicAeterna с триумфом провела гастроли в Новом Свете (в Нью-Йорке), в будущем сезоне они приглашены как резиденты парижского театра Шатле, а знаменитый Люцернский фестиваль проводит пасхальный уик-энд под титулом «Теодор».

После долгих переговоров Курентзис подписал договор с Пермским театром – в будущем году он возглавит Дягилевский фестиваль, который в годы его работы приобрел могущественный статус: в Пермь стекалась не только столичная, но и европейская публика. Пока таким отношением зрителя могли похвастаться только гергиевские «Звезды белых ночей».

Проектная практика существования театра оставила свой след: большая половина спектаклей (особенно по части оперы) ушла из репертуара сразу же после премьеры и пары блоков проката, несколько лучше дела обстоят по части балета. Театру предстоит определить собственное лицо, и назначение нового главного режиссера, кажется, вновь уведет театр в сторону лабораторно-проектной практики. Марат Гацалов – человек, в общем-то, оперному театру чуждый (за его плечами – одна крупная работа), но с огромным опытом управления экспериментальными проектами, среди которых запуск Новой сцены Александринского театра. «Волшебная флейта» Кастеллуччи, которая планировалась к постановке в 2019 году, была отменена, в этом году театр не анонсировал премьер: переходный период, очевидно, будет непростым. Но тем интереснее, окажется ли почва, вспаханная Курентзисом, благодатной. По крайней мере, разговоры о строительстве нового здания театра, которое городу крайне необходимо, ему удалось сдвинуть с мертвой точки.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Дмитрий Лисс: "Музыка Шнитке еще с юности была со мной"

Виктор Александров

Художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра о любви к великому композитору, гендерном вопросе в профессии и дирижерском долголетии

0
1799
В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

В Театре им. Маяковского слушают шорохи и создают звуковые картины

Елизавета Авдошина

Композитор Петр Айду продолжил эксперименты в театре

0
1833
Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Любовь и жизнь женщины по-авангардистски

Александр Матусевич

Музыкальный театр имени Наталии Сац отважился поставить "Четырех девушек" Эдисона Денисова

0
4313
У нас

У нас

0
2603

Другие новости