Контракт Курентзиса с Пермским театром оперы и балета продлен не был. Фото Никиты Чунтомова/MusicAeterna
В 2019-м Теодор Курентзис не продлил контракт с Пермским театром оперы и балета, покинул его и резидент театра – оркестр и хор MusicAeterna. Сообщество гадало, где будет новая база музыкантов. Коллектив обоснуется в петербургском Доме радио – старинном особняке на Итальянской улице, давно требующем реставрации. Не без протестов общественности – иные культурные деятели Северной столицы считают, что варягу не место в центре города, да и в городе вообще. Впрочем, Курентзису не привыкать: в той же Перми все восемь лет его там пребывания часть публики (даже профессиональной) обвиняла дирижера в развале всего и вся, прежде всего репертуара театра. К счастью, поддержка Курентзиса была куда более мощной, а потому недовольные голоса тонули в буре восторга: Пермская опера, всегда сильная, обошла Большой и Мариинский.
Курентзис, заручившись поддержкой власти (за восемь лет поддержкой не всегда стабильной, но все же), предложил театру уникальную, пусть и со своими плюсами и минусами, художественную политику. В штате на неравных правах существовало два оркестра, один обслуживал текущий репертуар, другой участвовал в элитных проектах Теодора, и в конечном итоге их совместная деятельность принесла Пермской опере, Курентзису и MusicAeterna всемирную славу.
Пользуясь недюжинными финансовыми ресурсами (государственными и спонсорскими), Курентзис приглашал в Пермь лучших режиссеров и музыкантов: Питер Селларс поставил здесь гениальную «Королеву индейцев» Перселла (премьера этого спектакля-копродукции с ведущими европейскими театрами прошла именно в Перми). Другие варианты копродукции позволили пермякам увидеть вердиевскую «Травиату» в постановке Боба Уилсона и ораторию Онеггера «Жанна д’Арк» в сценической интерпретации Ромео Кастеллуччи. Оперная трилогия Моцарта – да Понте появилась сначала на сцене, а затем на диске. Последствия не заставили себя ждать: пермский оркестр был приглашен в качестве резидента на Зальцбургский фестиваль и с тех пор стал выступать там ежегодно.
В 2018 году Курентзис возглавил оркестр Юго-западного радио Германии (SWR), причем по приглашению музыкантов самого оркестра. Осенью он дебютировал с оркестром Берлинской филармонии. Так началась его самостоятельная карьера на Западе. Но в приоритете дирижера - собственный оркестр: покорив Европу, MusicAeterna с триумфом провела гастроли в Новом Свете (в Нью-Йорке), в будущем сезоне они приглашены как резиденты парижского театра Шатле, а знаменитый Люцернский фестиваль проводит пасхальный уик-энд под титулом «Теодор».
После долгих переговоров Курентзис подписал договор с Пермским театром – в будущем году он возглавит Дягилевский фестиваль, который в годы его работы приобрел могущественный статус: в Пермь стекалась не только столичная, но и европейская публика. Пока таким отношением зрителя могли похвастаться только гергиевские «Звезды белых ночей».
Проектная практика существования театра оставила свой след: большая половина спектаклей (особенно по части оперы) ушла из репертуара сразу же после премьеры и пары блоков проката, несколько лучше дела обстоят по части балета. Театру предстоит определить собственное лицо, и назначение нового главного режиссера, кажется, вновь уведет театр в сторону лабораторно-проектной практики. Марат Гацалов – человек, в общем-то, оперному театру чуждый (за его плечами – одна крупная работа), но с огромным опытом управления экспериментальными проектами, среди которых запуск Новой сцены Александринского театра. «Волшебная флейта» Кастеллуччи, которая планировалась к постановке в 2019 году, была отменена, в этом году театр не анонсировал премьер: переходный период, очевидно, будет непростым. Но тем интереснее, окажется ли почва, вспаханная Курентзисом, благодатной. По крайней мере, разговоры о строительстве нового здания театра, которое городу крайне необходимо, ему удалось сдвинуть с мертвой точки.
комментарии(0)