Театральную эстафету встречает Москва. Фото агентства «Москва»
2019-й был объявлен в России Годом театра: он открылся накануне Нового года в Ярославле, на родине Федора Волкова, создателя первой профессиональной труппы, после чего палочка театральной эстафеты в течение года передавалась из региона в регион. Каждый раз мероприятие это сопровождали не только эффектные шоу, но и присутствие высокопоставленных государственных лиц и деятелей театра.
Театральный марафон прошел в форме гастрольной эстафеты региональных театров и задействовал все 85 субъектов Российской Федерации – от Приморского края до Калининградской области. В нем приняло участие 93 города и 203 театра и учреждения культуры. 450 театрализованных мероприятий и спектаклей посетили и посмотрели по онлайн-трансляции свыше 7 млн зрителей. Последним городом стал Санкт-Петербург, где прошла масштабная Театральная олимпиада, а закрытие года театра состоялось в рамках Культурного форума. «Мы все вместе с вами сотворили очень полезное дело. Прошли показы спектаклей, прошли фестивали, гастроли. И все это дало новый старт развитию театрального искусства в стране. Те фестивали, которые начались, станут постоянными, те гастроли и связи, которые наработаны в течение этого года, тоже станут постоянными», – сказала в своем обращении к деятелям Ольга Голодец.
Только одна официальная часть года обошлась бюджету в немалую сумму, но осталась, к счастью, не единственной статьей расходов. Государственные театры – в форме грантов на фестивали или постановки – получили толику финансирования. Но так или иначе этот год стал скорее праздником, чем фундаментом для решения или серьезного обсуждения проблем, коих в театральной сфере немало.
Более того, этот год сопровождал несмолкающий диссонанс в отношениях между государством и служителями театра. Новостная лента мигрировала между парадной картинкой театрального марафона и сводками из залов судебных заседаний. Уже в феврале председатель правительства Дмитрий Медведев заявил, что государственных театров в стране слишком много и их судьбу надо решать. В Год театра это звучало несколько цинично.
В апреле взяли под стражу директора санкт-петербургского Большого театра кукол Андрея Калинина – по обвинению во взятке, скорее всего сфабрикованному; под домашний арест его отпустили только летом. Потом прокуратура устроила налет на подмосковный театр ФЭСТ (искали следы неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств), под угрозой оказался один из самых успешных театров Подмосковья. Осенью художественный руководитель Новосибирского театра драмы Сергей Афанасьев написал заявление об уходе (но после разговора с губернатором забрал его): в Год театра его коллектив практически оказался бездомным, так как у арендуемого подвального помещения отобрали значимую часть и без того минимальной площади.
Ну и, наконец, «дело «Седьмой студии». За год практически не сдвинулось, если не считать того, что всех фигурантов отпустили под подписку о невыезде (что, безусловно, немало). Идет суд, свидетели обвинения практически отказываются от своих показаний, дело скорее всего развалится, но конца и края судебным заседаниям, которые идут в ежедневном режиме, не видно.
комментарии(0)