Фото предоставлено организаторами концерта
Дирижер Владимир Горбик, основатель и художественный руководитель Столичного симфонического оркестра, выступил со своим коллективом в Нью-Йорке. Концерт прошел в самом сердце Манхэттена, в католическом храме Святого Иоанна Непомуцкого и транслировался в сети интернет. Музыканты назвали свою программу «Ломая границы», отмечая острую необходимость культурного обмена между Россией и Америкой.
Строго говоря, в Нью-Йорке выступала американская часть оркестра, или так называемый американский филиал ССО – основной состав базируется и довольно регулярно выступает в Москве. В ближайших планах российского коллектива – выступление на сцене Светлановского зала Дома музыки с произведениями Шуберта, Шумана и Глинки (17 февраля), а также программа с артистом Евгением Мироновым в Театре Наций (25 февраля).
Концерт же, сыгранный в Нью-Йорке отличает, прежде всего, необычная программа, посвященная в основном музыке современных композиторов. Открыла его пьеса Энн Кляйн «В ее руках». Урожденная британка, Энн живет и работает в США: один из серьезных показателей ее стремительный карьеры – ее работа как приглашенного композитора в нескольких крупнейших симфонических оркестрах – Чикагского, Балтиморского и Национального оркестра Франции. Пьеса «В ее руках» была написана по заказу Эсы-Пекки Салонена и Лос-Анджелесской филармонии. Композитор «со всей любовью» посвятила партитуру памяти своей мамы. Всю ткань пьесы, написанной для камерного струнного оркестра, пронизывает ламентозная интонация. Она, как дочерняя любовь, не прерывается – противостоят ли ей контрабасы, или «заговаривают», пытаясь растворить, заглушить ее боль, скрипки, она прорывается и словно парит под куполом храма.
Эта пьеса, прозвучавшая у оркестра с очень трогательной и прочувствованной интонацией, стала своеобразным вступлением к следующему блоку программы, включавшему мировую премьеру новой пьесы американского композитора Николаса Ривза. Это концертино для фортепиано с амбициозным, вспоминая одноименный рахманиновский опус, названием «Колокола». Композитор с православным бэграундом (сын священника), он аккумулирует в своем творчестве религиозные мотивы. В «Колоколах» Ривз работает с обширным сводом звонов, который сам собирает в течение жизни. В этой трехчастной пьесе он использует звучание колоколов Московского Кремля и пражского колокола. Главную роль в этой трехчастной колокольной симфонии играет, конечно, рояль. Известно, что в ХХ веке король инструментов проходил и по рангу ударных, многие композиторы использовали эту особенность рояля, поручая ему имитировать и тихий стук, и удары молота по наковальне. Ривз удивительным образом превращает рояль в колокол традиционными средствами. Мощные аккорды, кластеры, глиссандо, колоратуры пассажей, призрачные звуки в верхнем регистре создают богатую обертонами палитру колокольных звонов, которую к тому же поддерживает оркестр. Солист здесь на самом деле превращается в звонаря, и Таня Ставрева, которой и посвящено сочинение, это делает блистательно. Болгарская пианистка живет и работает в США, и в сфере ее интересов – новая музыка, а также пропаганда музыки болгарских композиторов. В концерте, кроме сочинения Ривза, она исполнила виртуозные вариации на тему народной песни Dilmano, Dilbero Александра Владигерова, сына одного из «отцов» современной болгарской музыки Панчо Владигерова.
Программа «Ломая границы» не могла бы состояться без русской музыки, и полное страсти и меланхолии исполнение Серенады для струнного оркестра Чайковского стало мощным финалом концерта.
комментарии(0)