0
4768
Газета Культура Печатная версия

19.12.2019 19:25:00

Татуировки, Дюрер, Арчимбольдо – в планах Пушкинского музея

Классика и современность снова соединятся в ГМИИ

Тэги: гмии, пушкинский музей, именные билеты, выставки, татуировки, арчимбольдо, дюрер


281-7-1350.jpg
Экспозицию в Пушкинском музее составят
около 80 произведений художника, из которых
8 – «фирменные» кунштюки-«головы»
Арчимбольдо. Джузеппе Арчимбольдо. Лето.
 1563. Музей истории искусства, Вена
Директор ГМИИ Марина Лошак рассказала о крупнейших выставках будущего года и добавила, что ГМИИ пойдет «по пути Большого театра» и введет именные билеты. По-другому с проблемой перекупщиков пока справиться не удается.

Весенний сезон Пушкинский музей откроет в марте, и весьма бодро – татуировками. Проект Tattoo («Тату») готовят вместе с парижским Музеем на набережной Бранли: историю вопроса обещают обсуждать широко и копать глубоко – в глубь времен. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков в числе полутора сотен предметов будет не только современное искусство, но и гравюры раннего Нового времени, и предметы традиционных культур. А в главном музейном здании 24 марта откроется выставка графики, которая сперва была показана в парижском фонде Кустодиа в феврале–мае 2019-го. «От Дюрера до Матисса. Пять веков европейского рисунка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина» – это 170 работ XV – середины XX столетия: Дюрер, Карпаччо, Веронезе, Бернини, Рембрандт, Ватто, Каспар Давид Фридрих, Ренуар, Тулуз-Лотрек, Врубель, Малевич...

Пушкинский музей хранит два дюреровских листа. Во-первых, это «Танцующие и музицирующие путти с античным «трофеем», рисунок, сделанный в 1495 году, в период первого итальянского путешествия и, как считается, основанный на изучении работ Мантеньи, Поллайоло и Донателло. А во-вторых, «Автопортрет в рост» – это один из этюдов для живописного «Алтаря Геллера». Второй рисунок остался в России чудом. Еще в XVIII веке он попал в Эрмитаж, а в 1932-м был выставлен на продажу в Лейпциге во время распродаж музейных коллекций, которыми занялась советская власть. Однако его так и не купили, и в итоге работа перекочевала в антикварный магазин уже в Москве, оттуда – в ГМИИ. Последний раз эти вещи нюрнбергского мастера в Пушкинском показывали в 2009-м, на выставке, приуроченной к выходу научного каталога немецкого, австрийского и швейцарского рисунка.

Летнее затишье в музейной жизни, кажется, окончательно отменено. На июль в основном здании намечены вернисажи одних из главных для музея в 2020-м выставок. Пока на главной оси будут чествовать нашего современника и классика видеоарта Билла Виолу с работами 2000–2014 годов (долгожданный проект, который музей готовил давно), в залах, где делают выставки итальянской живописи, представят «Шедевры из музея Каподимонте в Неаполе». Не стоит ждать, что в числе полусотни картин и произведений декоративно-прикладного искусства приедут брейгелевские «Слепые» – увы, эта притча (написанная, кстати, не на доске, а на холсте) слишком хрупкая и не путешествовала даже на эпохальную ретроспективу мастера в Вену. На Волхонке будут экспонировать работы Рафаэля и Тициана, у обоих – портреты представителей семьи Фарнезе, коллекция которой стала основой собрания музея Каподимонте, и среди прочего привезут чудный ноктюрн Эль Греко «Мальчик, раздувающий лучину». Но опорной точкой выставочной композиции в Москве сделают встречу двух барочных антагонистов – бунтаря Караваджо (с «Бичеванием Христа») и представителя болонской школы Аннибале Карраччи (с «Пьетой»). Виола же известен рифмами с классическим искусством и вариациями на его тему, так что эти выставки «синхронизированы» не случайно.

Начав разворачивать на Волхонке «графические» сюжеты весной, эту тему продолжат осенью – «Выставкой современной графики из собрания Центра Помпиду (Коллекция семьи Герлен)». Она откроется в Галерее искусства стран Европы и Америки в конце октября. Даниэль Герлен – из той самой династии, что основала парфюмерный дом; в 1996-м они с женой Флоранс основали Фонд современного искусства, который 11 лет спустя начал присуждать премию в области современного рисунка. Коллекция графики четы Герлен продолжает пополняться, но часть собрания в 2012-м супруги подарили Центру Помпиду. В Москве покажут около 200 работ, в том числе произведения Кики Смит, Джузеппе Пеноне, Марка Диона, а из российских художников – Сергея Ануфриева, Павла Пепперштейна и Александра Пономарева.

Тема манкой причудливости, которая откроет выставочный год в Пушкинском музее проектом-исследованием о татуировках, завершит его в декабре первыми в России гастролями работ знаменитого, но нередко остающегося на обочине истории искусства маньериста Арчимбольдо. При жизни он прославился на службе у Габсбургов – главным образом в Вене при дворе Максимилиана II и в Праге у его сына Рудольфа II (портрет императора в образе Вертумна, который за века до изобретения коллажа живописно скомпонован из всего и вся и за который художнику пожаловали титул пфальцграфа, в ГМИИ привезут из замка Скуклостер в Стокгольме), а через несколько столетий после кончины был вновь прославлен сюрреалистами. Российский выставочный «дебют» озаглавлен «Джузеппе Арчимбольдо и его время», и на художника предложат смотреть в контексте культуры позднего европейского маньеризма: экспозицию составят около 80 произведений, из которых 8 – «фирменные» кунштюки-«головы» Арчимбольдо. В том числе знаменитое «Лето» (Музей истории искусства, Вена).

А к юбилейному, 40-му по счету фестивалю «Декабрьские вечера» готовят выставку «XX век Святослава Рихтера». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Музей, который надо придумать

Музей, который надо придумать

Дарья Курдюкова

ГМИИ имени Пушкина обнародовал выставочные планы на 2025 год

0
4156
От "Невесомости" к "Перезагрузке"

От "Невесомости" к "Перезагрузке"

Георгий Соловьев

В рамках проекта "Зима в Подмосковье" проходят крупные художественные выставки и фестивали

0
10978
Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Сергей Щукин, который современность через древность разглядел

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей представил неизвестную часть собрания знаменитого коллекционера

0
4192
О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

О вкусной и здоровой пище во Фландрии XVII века

Дарья Курдюкова

Снейдерс и все-все-все в Пушкинском музее

0
5806

Другие новости