Книга Леонида Марголиса интересна детям и почти через 40 лет после издания ее первого тиража. Фото Алексея Шанина
На книжной ярмарке Non/FictioN21 открыто новое имя в детской литературе – причем произошло это в парадоксальном стиле – дебютантом оказался знаменитый во всем мире исследователь-биолог Леонид Марголис. Да и сам дебют состоялся на самом деле в 1984 году, когда ученый написал книгу «Клетки в клетке, или Откуда ты взялся» под псевдонимом П. Катин. Книжка была издана едва не миллионным тиражом и оказалась очень популярной в СССР, однако о том, кто ее реальный автор, мало кто знал. Только сейчас, после того как в Москве при поддержке профессионального сообщества – Национальной вирусологической ассоциации – решили издать ее репринтную версию, Марголис решил открыть свой небольшой «секрет на миллион».
Детская книга «Клетки в клетке, или Откуда ты взялся» появилась практически случайно, рассказал на Non/FictioN21 Леонид Марголис. Ученый во времена дефицита решил своими руками сделать подарок дочери Кате, которая хотела получить на день рождения интересную книжку. За ночь на пишущей машинке биолог напечатал два экземпляра, которые даже украсил собственными рисунками. В книге легко и увлекательно рассказывалось о том, что такое клетки и хромосомы, что такое ДНК, как из одной клетки появляется человек и почему дети похожи на родителей. Дочь была в восторге, взрослые друзья советовали обратиться в издательство, и культовая «Детская литература» оценила труд Марголиса. Как признается сам ученый, чтобы избежать скептического отношения к своей работе коллег, в те времена не очень принимающих популяризаторство, он решил подписать ее «П. Катин» (папа Катин) и долго сохранял инкогнито. Эта книга в электронном виде выложена во многих родительских сообществах и группах в интернете, ее не раз предлагали переиздать в том или ином виде, однако до дела дошло только сейчас.
По словам профессора Марголиса, получив новые знания, дочь не раз впечатляла гостей неожиданным вопросом: «Она заходила и спрашивала: а вы знаете, чем мальчик от девочки отличается?» Гости смущенно затихали, а Катя им объясняла: «У девочки ХX хромосомы, а у мальчика ХY хромосомы». При этом книга попала в точку, считает Марголис: «Дети, когда задают щекотливые вопросы, например о том, как я попал к маме в живот, зачастую не требуют каких-то анатомических подробностей, им это интересно так же, как то, как устроены лампочка, водопровод и экскаватор. И, может быть, если своевременно удовлетворить естественное любопытство, потом этот вопрос не будет вызывать бурных, нездоровых эмоций. И дальше можно будет повышать уровень, просвещать, пропагандировать здоровый образ жизни».
Идея переиздания книги Марголиса по времени появления совпала с долгим и непростым обсуждением, которое сейчас ведут в Москве родители, эксперты, общественники и медики о том, кто, когда и как должен рассказывать ребенку про вирусы, в том числе ВИЧ и другие опасные болезни, говорит глава Московского центра СПИД, главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Москвы по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции Алексей Мазус. «Совместно с Департаментом образования Москвы мы давно реализуем образовательные проекты для школьников и их семей. И неожиданно поняли, что один из лучших вариантов идеи, какими словами начинать разговаривать с детьми на эти достаточно «взрослые» темы, может быть как раз такая книга», – отметил глава столичного СПИД-центра, который участвовал в подготовке переиздания.
Как уже было сказано, книга популярна у родителей и в наши дни. «Основы биологии, которые изложены в этой книге, незыблемы, – говорит автор. – Сейчас можно написать полнее, но ничего из написанного не устарело. Но можно было бы написать подобные книги не только для маленьких детей, а для восьмилетних, 12-летних и т.д. Думаю, это была бы разумная серия для того, чтобы доводить информацию о болезнях до детей невульгарным способом».
При этом, по мнению Мазуса, объяснение биологических основ должно быть комплексным, например не стоит изолировать тему ВИЧ в отдельных книгах. «Можно тогда отдельно писать про герпес, про корь – и так до бесконечности, но это, как мне кажется, неправильно. Ведь есть общие принципы сохранения здоровья, в том числе – репродуктивного. Есть возможности рассказать ребенку о том, что опасно. Такая работа должна быть многогранной и комплексной».
Марголис согласен с главой СПИД-центра. «Нет детей, которые интересуются ВИЧ, – есть дети, которые интересуются биологией. Можно, наверное, написать книгу о том, что такое вирус, чем он отличается от бактерии, рассказать о вирусных и инфекционных заболеваниях, о гриппе, кори и в этом ряду вставить информацию о болезнях, передаваемых любым путем, в том числе о ВИЧ».
комментарии(0)