На фото Пьер-Лоран Эмар. Фото сайта meloman.ru
Декабрь складывается на удивление британским, причем в афишу попало все самое исключительное: опера, режиссер, певцы, даже тематика. Впрочем, нашлось место и французскому пианисту, и греко-российскому дирижеру.
Перселл. «Дидона и Эней»
5–8 декабря. Новая сцена Большого театра
Самая известная английская опера (ей больше 300 лет) впервые будет поставлена в Большом театре. Это совместная постановка с фестивалем в Экс-ан-Провансе, поэтому замысел молодого французского режиссера Венсана Уге (в прошлом – ассистент великого Патриса Шеро) уже известен – его спектакль посвящен острой для сегодняшнего мира проблеме беженцев (Дидона хотя и царица, но тоже в некотором роде беженка). Музыкальный руководитель постановки – специалист по барочной опере Кристофер Мулдс, хорошо известный в России; а главную партию со знаменитым финальным ламенто готовят Анна Горячева из Санкт-Петербурга и солистка Большого Екатерина Воронцова.
Пьер-Лоран Эмар
11.13 декабря. Концертный зал им. Чайковского
Пьера-Лорана Эмара преследует статус самого блистательного исполнителя современной музыки (впрочем, его может легко оспорить канадец Марк-Андре Амлен). В свое время ходили легенды, что только ему поддались немыслимо виртуозные фортепианные этюды Дьердя Лигети – и легенды обрели реальность лет 10 назад, когда Эмар их исполнил в Москве. Музыку современных композиторов пианист перенимал, что называется, из первых рук – сотрудничал с самими авторами, или, точнее, они с ним. Мессиан, Лигети, Булез, Куртаг и так далее по списку самых крупных композиторских имен XX века. Это не исключает его крайне любопытных интерпретаций классики, которую он не менее охотно включает в свой репертуар. В московской программе его гастролей – две сонаты Бетховена (в том числе «Аппассионата»), соната Берга, пьесы Шенберга и два фортепианных концерта – Моцарта и Бартока.
Брин Терфель
15 декабря. Концертный зал им. Чайковского
Самый титулованный британский (валлийский) певец – обладатель ордена Британской империи и Королевской медали за музыку, почетной премии «Свобода Лондона» et cetera – в 2015 году был посвящен в рыцари. На оперной сцене, правда, бас-баритону довелось исполнять не только благородные партии – недавно вышел его альбом, посвященный злодеям, коих ему довелось исполнить немало. В программе его сольного вечера – и те и другие, но сплошь коронные партии Терфеля: куплеты Мефистофеля из опер Гуно и Бойто, вердиевский монолог Яго, баллада о Мэкки-Ноже из «Трехгрошовой оперы» Вайля, сцена смерти Бориса Годунова из оперы Мусоргского, фрагменты из мюзиклов.
Иэн Бостридж
16 декабря
Еще один британский певец-интеллектуал с жемчужинами своего репертуара – вокальными циклами «К далекой возлюбленной» Бетховена и «Лебединой песней» Шуберта. Пару лет назад вышла монография Бостриджа (переведена и на русский), посвященная шубертовскому «Зимнему пути», – практически детектив, где каждая песня цикла рассматривается с самых разных точек зрения – музыковедческой, исторической, социологической, интерпретационной. Уровень погружения певца в материал, кажется, беспрецедентно глубокий – тем любопытнее услышать близких «соседей» «Зимнего пути». В качестве партнера по ансамблю Бостридж всегда приглашает лучших музыкантов – в Москве он выступит в ансамбле с немецким пианистом Ларсом Фогтом.
«Страна чудес» и Кэти Митчелл
15–16 декабря. Театральный центр «На Страстном»
Еще одна англичанка, еще один романтический вокальный цикл и снова тема беженцев. «Страна чудес» – копродукция театра Буфф дю Норд и еще нескольких институций по обе стороны Атлантики – спектакль режиссера Кэти Митчелл, известной, с одной стороны, своим новаторским подходом к театральной форме, с другой – скрупулезным следованием системе Станиславского, когда дело касается работы с персонажами, прежде всего оперными. В основе спектакля – вокальный цикла Шумана «Любовь поэта» на слова Гейне, которым современный композитор Бернар Фокруль и драматург Мартин Кримп написали 16 «ответных» композиций. Спектакль рефлексирует на самую актуальную для сегодняшнего мира тему – тему беженцев, отправившихся на поиски лучших из миров, но преследуемых призраками родины.
9 симфония Малера и Теодор Курентзис
26 декабря. Зал «Зарядье»
Традиционный предновогодний концерт Теодора Курентзиса и оркестра MusicAeterna. В этом сезоне дирижер покинул Пермь и основался в Санкт-Петербурге, с триумфом провел первые гастроли своего оркестра в Нью-Йорке. Позер и модник для одних, автор потрясающих интерпретаций для других – Курентзис не оставляет публику равнодушной, и это одна из главных особенностей этого музыканта. Шестую, Первую, Четвертую симфонии Малера маэстро уже исполнял в Москве, на очереди – пронзительное полотно Девятой.
комментарии(0)