Фото предоставлено пресс-службой театра
В Нижегородском театре оперы и балета XXXIII завершился XXXIII Всероссийский пушкинский фестиваль «Болдинская осень». В Нижнем Новгороде выступили солисты Большого и Мариинского театров, «Новой оперы» им. Е. Колобова, МАМТ им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, «Геликон-оперы», а также Татарского, Екатеринбургского и Астраханского театров оперы и балета.
В фестивальной программе этого года ретроспективу произведений, созданных на основе пушкинских сюжетов («Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Русалка», «Пиковая дама», «Бахчисарайский фонтан») оттенили яркие концертные программы («Пушкинский венок» с участием Нижегородского русского народного оркестра, гала-концерт с солистами московских театров), а также две премьеры – балет «Безымянная звезда» и музыкально-драматический перформанс «Золотой петушок».
«Золотой петушок» (часть мультикультурного арт-проекта «Сказки Пушкина», отмеченного грантом Президента РФ), в Нижнем Новгороде был представлен впервые. Премьера эта в том числе и для «Болдинской осени». Спектакли, объединяющие несколько видов искусств, сегодня нельзя назвать редкостью, но этот проект выделяется тем, что интересен и взрослой публике, и подрастающему поколению.
Соединяя искусство слова, актерскую игру, оперу, анимацию и многое другое, авторы проекта – Евгения Кривицкая и Петр Татарицкий воплотили в жизнь идею просвещения и популяризации творчества русского классика. Неназидательное просветительство – жанр виртуозный и крайне редко выходящий за рамки образовательной сферы. В этом смысле роль Сказочника в «Золотом петушке» определяла многое. Как бы «между делом», в увлекательной и доступной форме Татарицкий рассказал юным зрителям о том, кто такой Пушкин, какие сказки он писал, что такое опера, где находится оркестр, какие в нем есть инструменты и что делает за пультом дирижер.
Затем сценическое действо активизировали те, кто «своими руками делает спектакль». Развивая популярную ныне мультимедийную тематику, сказка «Золотой петушок» была рассказана, сыграна, спета и показана одновременно на огромном экране в сюжетах, сиюминутно создаваемых из песка художником Артемом Нерсесом, и мультипликации по графике Олега Чернова. При этом «делатели» истории существовали на сцене в единой реальности с ее персонажами, как полноценные действующие лица.
Одним из них стала органистка Евгения Кривицкая и сам орган (кстати, также впервые появившийся на сцене театра), подчеркнувший мистическую торжественность мрачноватой сказки. Образы зловеще-прекрасной Шемаханской царицы (Анастасия Белукова), придурковатого Дадона (Руслан Розыев) и его двух непутевых сыновей (Александр Зубаренков и Алексей Кошелев), обольстителя Звездочета (Леонид Бомштейн) во взаимодействии с оркестром Нижегородского оперного театра под управлением главного дирижера Рената Жиганшина раскрыли сюжет очень красочно.
В процессе создания синтезированных проектов всегда существует опасность известного доминирования одного вида над другими, однако «Золотой петушок» продемонстрировал образец творческого равноправия и самостоятельности в сложном ансамбле-взаимодействии музыки, живописи и анимации. При этом в последней сказке Пушкина, как и опере Римского-Корсакова, представленных в столь необычном прочтении, сохранилась оригинальная жутковатая атмосфера и мистическая фабула: зло наказуемо, а обман, что прельщает глупца, разрушится в одночасье, словно картина из песка.
комментарии(0)