0
5920
Газета Культура Печатная версия

19.11.2019 19:41:00

Вперед, к новым экспериментальным форматам, не забывая о классике

Новый директор Нижегородского оперного театра Александр Топлов осуществляет перезагрузку труппы и репертуара

Тэги: нижний новгород, оперный театр. александр топлов, интервью, пушкинский фестиваль


нижний новгород, оперный театр. александр топлов, интервью, пушкинский фестиваль Фото сайта operann.ru

Оперой Мусоргского «Борис Годунов» с участием Михаила Казакова из Большого театра и Надежды Бабинцевой из Урал Оперы открылся XXXIII Всероссийский Пушкинский фестиваль «Болдинская осень», который проходит в Нижнем Новгороде. В этом сезоне в оперном театре города произошли перемены – появилась новая управленческая и творческая команда. Балетную труппу возглавил хореограф Морихиро Ивата, оперную труппу – молодой, но опытный режиссер Дмитрий Белянушкин, на чьем счету постановки в региональных и столичных театрах, в том числе и Большом. Должность директора и художественного руководителя Нижегородского оперного театра занял ранее работавший главным хормейстером Государственного хора им. Свешникова Александр ТОПЛОВ, который ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марины ГАЙКОВИЧ.

Насколько просто для вас было сменить творческую работу на административную? Будете ли вы в театре заниматься с хором как хормейстер?

– На самом деле так вопрос не стоял. Моя должность совмещает в себе и творческую, и административную работу. Хороший управленец в театре – это не только «эффективный менеджер», как принято считать в бизнес‑компании, крайне важно быть «родом из искусства», профессиональным музыкантом, знающим театральную жизнь изнутри. Как минимум для того, чтобы со своими подчиненными говорить на одном языке, ставить посильные задачи и требовать реальный результат. На самом деле приходится заниматься всем, потому что в  театре важно все: от номерков в гардеробе до последних штрихов спектакля. Другой вопрос, что с какой‑то из этих составляющих я на «ты», как с хором, а с какой‑то на «вы».

Как вы определяете место театра на театральной карте России? Какие сильные и слабые стороны коллектива вы видите?

– Думаю, что Нижегородский театр оперы и балета им. А.С. Пушкина должен быть одним из ведущих в России, а затем и на международной арене. В последнее время о театре мало говорили, возможно, из‑за того, что в нем было мало изменений. Но у него есть солидная творческая история, традиции артистической преемственности, есть сильные артисты. Бывали времена, когда труппа театра гремела на весь мир, гастролировала как по Советскому Союзу, так и за рубежом. И сегодня, конечно, артистам этого не хватает.

Увы, у нас только по одному составу артистов как в опере, так и в балете. А это накладывает свои ограничения: если заболел один человек и заменить его некому, это может поставить под угрозу весь спектакль. Природа театра схожа с живым организмом, требующим регулярного обновления. И сейчас как раз наступил такой период полной перезагрузки.

Какова творческая концепция театра в вашем видении? Есть ли она и как вы намерены добиваться желаемого результата?

– Мы хотим строить современный театр, где есть место и классике, проверенной годами, и новым экспериментальным форматам, но при этом их объединяет свежий взгляд, отвечающий сегодняшним реалиям.

Что происходит в театре в этом сезоне?

– Этот сезон мы открыли музыкально‑хореографической фантазией «Шопениана, или Японские этюды». В октябре прошла премьера балета Владимира Качесова «Безымянная звезда» в постановке художественного руководителя Кремлевского балета Андрея Петрова. Мастер‑класс для солистов оперной труппы провел всемирно известный коуч Майкл Пол. Мы провели прослушивания в оперную труппу, сейчас началась «Болдинская осень» – фестиваль оперного и балетного искусства, где мы представляем спектакли пушкинского репертуара с участием приглашенных из крупных театров солистов. Большая премьера нас ждет в середине декабря – Морихиро Ивата ставит балет «Корсар». А в апреле Дмитрий Белянушкин представит моцартовскую «Свадьбу Фигаро».

Как обстоят дела с технической базой и состоянием театра в целом?

– Не сказать, что плачевно, но техническим совершенством театр явно не назовешь. Eсть просто данность, с которой приходится мириться и пытаться адаптироваться. Например, небольшая сцена, которая не позволяет делать масштабные постановки с сотнями артистов, равно как и приглашать труппы других крупных театров.

Оркестровая яма тоже не позволяет вместить большой состав музыкантов для исполнения ряда партитур. В театре нет бегущей строки, а значит – и нет возможности исполнять зарубежные оперы на языке оригинала. Нет движущегося круга на сцене, нет люка, да и сама сцена невелика. Ощущается, что балетным негде развернуться. Дело в том, что изначально это здание не несло в себе замысла оперного театра, это был Народный дом. И есть какие‑то вещи, которые сложно, если не сказать – невозможно, преодолеть, когда мы говорим о современном оперном театре. Ведь театр – это и особая архитектура, заточенность на акустические особенности, и современная машинерия. Но это все дело наживное.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Марина Гайкович

Церемония вручения и гала-концерт лауреатов впервые состоялись за пределами столицы

0
4236
Поговори со мной

Поговори со мной

Арсений Анненков

В диалогах Юрия Беликова буквально на ходу рождаются и умирают открытия, разочарования, истины и заблуждения

0
2188
Театр, где дети получают профессию

Театр, где дети получают профессию

Наталья Савицкая

С юными актерами могут работать только особенные режиссеры

0
3154
О "разумных компромиссах" с Киевом

О "разумных компромиссах" с Киевом

Определение национальных интересов – прерогатива действующей власти

0
5117

Другие новости