Эта пестрая компания старается донести до зрителя основное: «Люди устали от поляризации и отсутствия свободы». Фото Анны Аристовой/Школа современной пьесы
Чтобы рассказать о современной России, ее людях и их проблемах, молодому драматургу и сценаристу Ярославе Пулинович пришлось уехать на несколько месяцев в Америку. Именно там написалась ее пьеса «Тот самый день», которую поставил номинант «Золотой маски» режиссер Денис Азаров в театре «Школа современной пьесы».
Эту пьесу-гротеск – или трагикомедию абсурда – невозможно рассматривать в рамках реализма, хотя все происходящее весьма реалистично. Главная героиня Мария (Валерия Ланская) работает искусствоведом в музее, ей 37 лет, она живет с мамой и ни с кем не встречается. Действие пьесы начинается в их квартире, когда мать (Ольга Гусилетова) решает во что бы то ни стало обзавестись ребенком, внуком или внучкой, ведь «дети – это счастье». Классическая ситуация, когда мать настолько привыкла заботиться о дочери, что не заметила, как та выросла; теперь ей нужен другой объект для своей, по сути, эгоистичной любви. Устраиваются смотрины сына ее подруги Алеши (Николай Голубев), который и слова не может сказать без комментариев своей родительницы. А когда сватовство срывается из-за резкости Марии, мать устраивает настоящую истерику, и в итоге та отправляется на поиски предполагаемого отца ребенка в бар. В ночь, наиболее подходящую для зачатия.
По ходу пьесы конфликт поколений постепенно трансформируется в абсурдистскую клоунаду. К Марии прилетает ангел с сообщением: «Демоны над Россией кружатся, разорвать ее хотят на части, не осталось больше богатырей на земле русской. Кто Россию – родину нашу, откуда все святые родом, защитит? На тебя вся надежда, Мария». И вокруг героини бесконечной каруселью закручивается новая реальность, в которой местом действия становятся то бар, в котором выпивают политики, депутаты и проститутки, то клуб, где устраивают свадьбу геи, то стройка, где гопники оказываются порядочными людьми.
Воплотить замысел автора на сцене режиссеру и актерам помогает многогранное, многослойное пространство, созданное художником Николаем Симоновым, который оформлял многие спектакли Кирилла Серебренникова, работал с Сергеем Голомазовым, Евгением Писаревым, Мариной Брусникиной, Юрием Бутусовым. За основу декораций взяты строительные леса – благодаря этой одновременно простой и емкой конструкции действие легко перемещается на глазах у публики из квартиры в бар, из клуба на стройку. По словам режиссера, еще летом в театре проводился ремонт и приходилось репетировать в лесах, актеры к этому привыкли. И художник предложил возвести леса заново. А автор пьесы Ярослава Пулинович отметила удачный ход, созданный режиссером и художником для передачи особой атмосферы сумасшедшей ночи. Ближе к концу спектакля лицо стоящего на втором этаже человека расплывается, размывается, меркнет в дымке. Так появляется ощущение, словно зритель, как и герои пьесы, оказывается под алкогольным опьянением.
Этот спектакль не о том, как правильно или неправильно жить. Для режиссера было важно донести до зрителя основную мысль: «Люди устали от поляризации и отсутствия свободы». В каждой сцене спектакля главная героиня пребывает словно меж двух огней, ее постоянно заставляют делать выбор. Рожать или не рожать? Путин или Навальный? И т.д. Мария хочет просто жить, работать и не задумываться о будущем. Она – представитель молчаливого большинства, живет в своем мире, не ходит на митинги и не ходит по клубам. На протяжении всего действа словно пытаясь сказать: «Да отстаньте же вы все! Я хочу тихонько жить и зарабатывать свои деньги, только и всего». «Почему у нас принято считать, что если ты не делаешь ничего особенного, то ты слабый? Мне кажется, это самые сильные люди. Главную героиню все устраивает», – считает режиссер.
Милых, красивых, обаятельных женщин, которым комфортно так жить, много. Однако что с ними происходит, когда судьба им подкидывает такую вот ночь? В героине актрисы Валерии Ланской чувствуется абсолютное бесстрашие и настойчивое желание найти личное женское счастье. Удивительно, но для известной актрисы это первый опыт игры в драматическом спектакле за последние 15 лет. Поэтому для Валерии «Тот самый день», как и для ее героини, – это сопротивление и вызов самой себе.
Большим затруднением для актрисы стало говорить со сцены современным сленгом с наличием мата, им в спектакле говорят почти все, начиная от пьяного депута (Максим Евсеев), проститутки Анжелики (Джульетта Геринг) до самой главной героини. «Для меня мат всегда был неким табу. И то, что в современном театре стало модно говорить так, как в жизни (а в жизни так или иначе все матерятся), эта обыденность, особенно для старшего поколения, странна, – поделилась Валерия Ланская. – Хотя и интересно было сыграть актуальный образ, сделать характер человека, у которого другая судьба и другая манера речи».
«Тот самый день» проходит под знаком постоянной трансформации не только пространства, но и героев. Исполнители эпизодических ролей появляются в нескольких образах, прямо на глазах у зрителей меняя парики и костюмы. В середине спектакля, во время гей-свадьбы, в зале включается верхний свет и на сцену выходит женщина с плакатом про развращение детей и требует остановить действие, вот этот вот именно спектакль. Зрители в недоумении переглядываются и только спустя несколько секунд понимают, что так задумано. А чуть позже актеры в одеждах Христа и Сталина поют про то, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
В спектакле открытый финал: непонятно, то ли героиня нашла отца своего будущего ребенка, то ли нет, но точно ясно, что из всего этого абсурда она сбегает.
комментарии(0)