0
5377
Газета Культура Печатная версия

31.10.2019 17:24:00

В "Школе современной пьесы" говорят на современном языке

Конфликт поколений трансформируется в абсурдистскую клоунаду

Тэги: театр, шола современной пьесы, ярослав пулинович, денис азаров, абсурдистская клоунада


театр, шола современной пьесы, ярослав пулинович, денис азаров, абсурдистская клоунада Эта пестрая компания старается донести до зрителя основное: «Люди устали от поляризации и отсутствия свободы». Фото Анны Аристовой/Школа современной пьесы

Чтобы рассказать о современной России, ее людях и их проблемах, молодому драматургу и сценаристу Ярославе Пулинович пришлось уехать на несколько месяцев в Америку. Именно там написалась ее пьеса «Тот самый день», которую поставил номинант «Золотой маски» режиссер Денис Азаров в театре «Школа современной пьесы».

Эту пьесу-гротеск – или трагикомедию абсурда – невозможно рассматривать в рамках реализма, хотя все происходящее весьма реалистично. Главная героиня Мария (Валерия Ланская) работает искусствоведом в музее, ей 37 лет, она живет с мамой и ни с кем не встречается. Действие пьесы начинается в их квартире, когда мать (Ольга Гусилетова) решает во что бы то ни стало обзавестись ребенком, внуком или внучкой, ведь «дети – это счастье». Классическая ситуация, когда мать настолько привыкла заботиться о дочери, что не заметила, как та выросла; теперь ей нужен другой объект для своей, по сути, эгоистичной любви. Устраиваются смотрины сына ее подруги Алеши (Николай Голубев), который и слова не может сказать без комментариев своей родительницы. А когда сватовство срывается из-за резкости Марии, мать устраивает настоящую истерику, и в итоге та отправляется на поиски предполагаемого отца ребенка в бар. В ночь, наиболее подходящую для зачатия.

По ходу пьесы конфликт поколений постепенно трансформируется в абсурдистскую клоунаду. К Марии прилетает ангел с сообщением: «Демоны над Россией кружатся, разорвать ее хотят на части, не осталось больше богатырей на земле русской. Кто Россию – родину нашу, откуда все святые родом, защитит? На тебя вся надежда, Мария». И вокруг героини бесконечной каруселью закручивается новая реальность, в которой местом действия становятся то бар, в котором выпивают политики, депутаты и проститутки, то клуб, где устраивают свадьбу геи, то стройка, где гопники оказываются порядочными людьми.

Воплотить замысел автора на сцене режиссеру и актерам помогает многогранное, многослойное пространство, созданное художником Николаем Симоновым, который оформлял многие спектакли Кирилла Серебренникова, работал с Сергеем Голомазовым, Евгением Писаревым, Мариной Брусникиной, Юрием Бутусовым. За основу декораций взяты строительные леса – благодаря этой одновременно простой и емкой конструкции действие легко перемещается на глазах у публики из квартиры в бар, из клуба на стройку. По словам режиссера, еще летом в театре проводился ремонт и приходилось репетировать в лесах, актеры к этому привыкли. И художник предложил возвести леса заново. А автор пьесы Ярослава Пулинович отметила удачный ход, созданный режиссером и художником для передачи особой атмосферы сумасшедшей ночи. Ближе к концу спектакля лицо стоящего на втором этаже человека расплывается, размывается, меркнет в дымке. Так появляется ощущение, словно зритель, как и герои пьесы, оказывается под алкогольным опьянением.

Этот спектакль не о том, как правильно или неправильно жить. Для режиссера было важно донести до зрителя основную мысль: «Люди устали от поляризации и отсутствия свободы». В каждой сцене спектакля главная героиня пребывает словно меж двух огней, ее постоянно заставляют делать выбор. Рожать или не рожать? Путин или Навальный? И т.д. Мария хочет просто жить, работать и не задумываться о будущем. Она – представитель молчаливого большинства, живет в своем мире, не ходит на митинги и не ходит по клубам. На протяжении всего действа словно пытаясь сказать: «Да отстаньте же вы все! Я хочу тихонько жить и зарабатывать свои деньги, только и всего». «Почему у нас принято считать, что если ты не делаешь ничего особенного, то ты слабый? Мне кажется, это самые сильные люди. Главную героиню все устраивает», – считает режиссер.

Милых, красивых, обаятельных женщин, которым комфортно так жить, много. Однако что с ними происходит, когда судьба им подкидывает такую вот ночь? В героине актрисы Валерии Ланской чувствуется абсолютное бесстрашие и настойчивое желание найти личное женское счастье. Удивительно, но для известной актрисы это первый опыт игры в драматическом спектакле за последние 15 лет. Поэтому для Валерии «Тот самый день», как и для ее героини, – это сопротивление и вызов самой себе.

Большим затруднением для актрисы стало говорить со сцены современным сленгом с наличием мата, им в спектакле говорят почти все, начиная от пьяного депута (Максим Евсеев), проститутки Анжелики (Джульетта Геринг) до самой главной героини. «Для меня мат всегда был неким табу. И то, что в современном театре стало модно говорить так, как в жизни (а в жизни так или иначе все матерятся), эта обыденность, особенно для старшего поколения, странна, – поделилась Валерия Ланская. – Хотя и интересно было сыграть актуальный образ, сделать характер человека, у которого другая судьба и другая манера речи».

«Тот самый день» проходит под знаком постоянной трансформации не только пространства, но и героев. Исполнители эпизодических ролей появляются в нескольких образах, прямо на глазах у зрителей меняя парики и костюмы. В середине спектакля, во время гей-свадьбы, в зале включается верхний свет и на сцену выходит женщина с плакатом про развращение детей и требует остановить действие, вот этот вот именно спектакль. Зрители в недоумении переглядываются и только спустя несколько секунд понимают, что так задумано. А чуть позже актеры в одеждах Христа и Сталина поют про то, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

В спектакле открытый финал: непонятно, то ли героиня нашла отца своего будущего ребенка, то ли нет, но точно ясно, что из всего этого абсурда она сбегает. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ожидании госпожи Чеховой

В ожидании госпожи Чеховой

Ольга Рычкова

Для прозаика и драматурга Николая Железняка театр – это жизнь, а не наоборот

0
3004
"Аида" с мажорным финалом

"Аида" с мажорным финалом

Марина Гайкович

Премьера оперы Верди в Ростовском музыкальном театре

0
3187
В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

В Пермском оперном театре появился балет "Сильвия" Лео Делиба

Лариса Барыкина

Нет повода для грусти

0
3613
В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

В Александринском театре обратились к ветхозаветным первоосновам

Елизавета Авдошина

В Петербурге показали спектакль Валерия Фокина по Книге Иова

0
4642

Другие новости