0
7004
Газета Культура Печатная версия

24.10.2019 18:19:00

В Москве открылась выставка фотохудожника Андрея Басманова

Жизнь сквозь проходные дворы

Тэги: фотовыставка, андрей басманов


фотовыставка, андрей басманов Андрей Басманов с посетителями своей выставки. Фото Татьяны Тарасовой

В Зверевском центре современного искусства открылась фотовыставка Андрея Басманова. В этом знаковом месте ценителей и исследователей андеграунда собралось много друзей и близких мастера, пришедших пообщаться, вспомнить его легендарное питерское гостеприимство и Северную столицу времен юности, всмотреться в непарадную грань любимого города с его культовыми  для многих представителей «поколения дворников и сторожей» проходными дворами. 

Те, кто следит за перипетиями судьбы Андрея Басманова, сына нобелевского лауреата Иосифа Бродского и Марины Басмановой (ей, известному художнику и музе поэта, скрытой под инициалами М.Б., посвящались многие произведения Бродского: сборник «Новые стансы к Августе» составлен из таких стихотворений 1962–1982 годов), знают, что Андрей, сменивший множество занятий (ученик киномеханика в питерском ДК имени Крупской, дворник, промышленный альпинист, санитар на скорой помощи), в течение последних 10 лет стойко верен своему увлечению – фотографии. Точнее – стремлению запечатлеть непарадный Петербург.

Ценители стиля Андрея Басманова подчеркивают его оригинальный взгляд на Петербург. И действительно, в то время, когда облик города стремительно меняется, автору удается отыскивать уголки, не тронутые «эпохой перемен». Как правило, по черно-белым фотографиям Басманова трудно определить, в какие годы они сделаны. Не случайно первая его выставка, состоявшаяся осенью прошлого года в Музее современного искусства имени Дягилева при СПбГУ, называлась «Вне времени».

Многие посетители  нынешней московской фотовыставки (где все без исключения работы – без названия) с благодарностью отмечают вневременную направленность экспозиции, ее непарадность.

Сам Басманов так объясняет свое творческое кредо: «Это – попытка зафиксировать, как оно было. Мы смотрим старые фотографии, фильмы не только из-за сюжета, а потому что просто интересно отчетливо увидеть прошлое». И вполне аргументированно объясняет свою манеру работы с фототехникой: «Кто-то говорит, что «цифра» убила фотографию, но я не согласен с тем, что фотограф  якобы обязан снимать на пленку: главное – хотеть что-нибудь сделать. Меня нередко спрашивают, зачем я этим занимаюсь...  Люблю делиться своим городом – его неплакатной красотой, обаянием, мягким предвечерним светом». 

Посетители экспозиции в Зверевском центре, где представлено около сотни работ, вспомнят питерские улицы, их таинственные проходные дворы, не первостепенного значения здания, старые каналы – детали так называемой уличной фотографии. Примечательно, что, как правило, на фотографиях Басманова люди не представлены или же размыты призрачными облаками света. 

Фотохудожник стремится довести в осязаемой форме суть света до зрителя, сделав его, таким образом, соавтором в прочтении работы. Как известно, слово «фотография» в переводе с греческого означает «светопись». Глядя на мимолетно сложившиеся сочетания света и тени, понимаешь, что Басманов, несомненно, обладает даром пронзительно и ясно видеть непроявленную природу вещественного мира.

Символично, что на выставке можно было посмотреть замечательный календарь на 2020 год (издан тиражом в 500 экземпляров), в котором питерские фото Андрея Басманова «прокомментированы» цитатами Иосифа Бродского. Куратор выставки Инна Шакулина: «У детей гениев нелегкая судьба. Пристальное внимание и постоянное, заведомо проигрышное сравнение, вынужденное участие в соревновании не в своей категории. Казалось бы, есть только две стратегии: победить или исчезнуть. Но с наступлением зрелости приходит осмысление отрицания. Мы лучше понимаем родителей, смиряемся с неизбежностью схожих черт и реакций, находим в себе их скрытые послания. Поэтому идея прочтения лаконичных черно-белых фотографий Андрея Басманова через не менее лаконичные, словно бы выдержанные в таких же тонах цитаты Бродского кажется на редкость удачной».

Несомненно, данный прием сопоставления работ двух мастеров в одном проекте  образно подытоживает давний мировоззренческий спор Иосифа Бродского и Андрея Басманова, его сына-бунтаря. И невольно заставляет вспомнить стихотворные строки раннего Иосифа Бродского: 

Да.// Лучше поклоняться данности// с короткими ее дорогами,// которые потом// до странности// покажутся тебе// широкими,// покажутся большими,// пыльными,// усеянными компромиссами,// покажутся большими крыльями,// покажутся большими птицами. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Возвращение времени" Владимира Куприянова в Московском музее современного искусства

"Возвращение времени" Владимира Куприянова в Московском музее современного искусства

Дарья Курдюкова

Палимпсест зрения

0
4765
ВЫСТАВКА Город-сказка

ВЫСТАВКА Город-сказка

0
3580
Выставка «ФотоТОП 2024. Человек и город. Миф и реальность»

Выставка «ФотоТОП 2024. Человек и город. Миф и реальность»

0
3146
Лучшие фотографы БРИКС создадут книгу о российской столице

Лучшие фотографы БРИКС создадут книгу о российской столице

Елена Крапчатова

Международная выставка посвященных мегаполисам снимков пройдет на десяти площадках в рамках форума "Территория будущего. Москва 2030"

0
6552

Другие новости