Флейтист-виртуоз Мануэль Дзуррия своей игрой вдохновляет композиторов на подвиги. Фото с сайта www.musicatvillaromana.org
«Московский форум» – фестиваль неординарный, уникальный, особенно для сегодняшнего времени. Его организаторы - Центр современной музыки Московской консерватории и ансамбль «Студия новой музыки» не заигрывают со зрителями, составляя программу таким образом, чтобы можно было разнообразить паузу между концом рабочего дня и ужином в ресторане, не стремятся насытить программу «фишками», чтобы лучше продавалось, вообще не идут на компромиссы, разве что на финансовые, стараясь максимально выигрышно использовать минимальный бюджет.
В 1994-м, когда фестиваль появился, да и следующую четверть века, он давал неоценимую возможность услышать то новое – не в календарном, а в эстетическом смысле, – чем живет музыка настоящего. В некотором смысле «Форум» открывал слушателю, даже профессиональному, что такое современная музыка. Вряд ли есть статистика, но можно предположить, что большинство людей в консерваторских залах (и на подоконниках, и на ступенях – как раз тут современная музыка не могла похвастаться отсутствием публики) были родом отсюда же. Со временем, кстати, их потеснили молодые москвичи, жадные до образования или просто любопытные (появились и бесстрашные поклонники так называемого третьего возраста).
Композитор Владимир Тарнопольский, идеолог, вдохновитель и художественный руководитель фестиваля, в этом году пустил программу по трем направлениям. Первое – «Свободные радикалы» – попытка сформировать представление о том, что сегодня считается радикальным искусством («форма борьбы за социальный… или это новый конвенциональный формат?»), и на чем оно базируется, «…если варьирует идеи столетней давности» (22 октября в Рахманинском зале консерватории и 23 октября в Большом зале Дома композиторов). Тем не менее некоторые варианты преодоления традиции намечены, не зря открывается эта сессия «Манифестом для трех пенопластов» Георгия Дорохова, одного из самых бесстрашных современных композиторов, трагически умершего совсем молодым. А закрывается сочинениями с виртуозным использованием электроники и мультимедийных технологий: пьесой «Calm Like a Bomb» Йеспера Нордена и «Double Jeu» Александра Вера & Хосе Мигеля Фернандеса. Обе написаны для скрипки и электроники, и первая пытается реконструировать парадокс звучащей тишины после сильного взрыва, вторая исследует возможности двойников – акустического и визуального (здесь в виде голограммы), – появляющихся в реальном времени. В этом концерте примет участие французский Flashback Ensemble, как раз специализирующийся на синтезе новой музыки и новейших технологий.
Второе представляет романтическую пару «Eroica – Erotica» и вопрос, как переосмысляются сегодня эти «древнейшие культурные концепты» (24 и 25 октября в Рахманиновском зале консерватории). На полюсах этих концертов – «Симфония для одного человека» Пьера Анри Шеффера, один из первых опытов конкретной музыки (написано, к слову, в середине ХХ века) и мировая премьера «Десяти орфических песен для голоса», искусственной реверберации и задержки Владимира Горлинского, пьеса, по словам автора, появившаяся из обидного и несправедливого сна и ставшая в результате «идеальной музыкой прощания».
Наконец, третий вектор – пара «Локальное – Глобальное», где предпринята попытка понаблюдать за вопросами самоидентификации в условиях современного открытого мира (26 октября в РЗК). Здесь вместе с сочинениями Фараджа Караева, Армана Гущана и других прозвучит пьеса специального гостя фестиваля, австрийского композитора Клауса Ланга «Tehran Dust» для фисгармонии и виолончели, инспирированная впечатлениями от пребывания в Иране, но в итоге пришедшая к размышлениям о свободе в искусстве («всегда относительна»).
Среди приглашенных исполнителей нельзя не назвать Мануэля Дзуррию – знаменитого итальянского флейтиста, провоцирующего композиторов на подвиги. Один из примеров – пьеса Бернхарда Ланга «Monadology XVI «Solfeggio», которая была написана для флейтового конкурса, но отвергнута организаторами как невозможная для исполнения. По словам композитора, Дзуррия не просто разучил ее за один день, а предложил усложнить (прозвучит 24 октября).
Среди специальных проектов «Московского форума» – российская премьера фильма «Город без евреев» (образец немого кинематографа 1924 года был утерян и случайно найден на блошином рынке) с музыкой австрийского композитора Ольги Нойвирт (27 октября).
Другой не менее важный проект– дискуссионная и образовательная площадки, где будут выступать композиторы, исполнители, философы, искусствоведы и музыковеды.
комментарии(0)