В первый вечер («Истоки») в исполнении Константина Волостнова прозвучат ранние хоралы и известные токкаты Баха. Фото с сайта www.volostnov.ru
12 октября в Российском национальном музее музыки, что на улице Фадеева, открывается цикл концертов «Бах. Органная музыка». Ее автор и исполнитель – победитель международных конкурсов Константин Волостнов.
Монографические баховские программы сегодня получили новое дыхание, и, кстати, не без помощи Волостнова. В 2012 году он, не боясь потерять внимание публики, избалованной органными «развлечениями» вроде джаза или кроссовера, обратился к строгому, популярному в советские годы филармоническому формату. И формат этот оказался столь популярен, что у органиста родилась идея сыграть полное собрание баховских творений для «короля инструментов». До Константина Волостнова среди отечественных исполнителей лишь двоим удалось охватить столь внушительный объем гениальной музыки: легендарной органистке рижского Домского собора Евгении Лисицыной и солисту Московской филармонии Александру Фисейскому.
Особенностью баховских монографических органных циклов стало то, что и публика, и, что самое неожиданное, исполнитель открыли для себя совершенно незнакомые страницы композитора, творчество которого, казалось бы, изучено досконально. Но именно эта мало исполняемая музыка – речь идет о ранних хоралах – оказывается в наследии композитора самой многочисленной. Соприкасаясь именно с этими подчас весьма короткими пьесами, по словам Волостнова, и вспоминаешь о непокорном нраве Иоганна Себастьяна и о бесконечных нареканиях со стороны его начальства, вызванных уж очень прогрессивными сочетаниями и гармониями.
Именно эти пьесы, а также известные токкаты ми мажор (написанная под влиянием Букстехуде, к которому за неимением средств Бах вынужден был совершить многокилометровое путешествие пешком) и ре минор (иначе как хитом ее трудно назвать) и вошли в программу первого вечера, носящего название «Истоки».
Но это истоки не только юных лет, это еще истоки мастерства, которые Бах жадно черпал в доступной ему музыке. Так, во время службы в Веймаре у него появилась возможность познакомиться с итальянскими инструментальными концертами. Бах был столь сильно впечатлен музыкой Вивальди, Марчелло, Альбинони, что не только начал использовать приемы композиции итальянцев, но и создал множество переложений их музыки. Так на свет появились три органные обработки концертов Вивальди – версии, которые звучат сегодня чаще, нежели оригиналы. Один из них прозвучит в первом концерте.
Стоит сказать, что за годы работы над органными сочинениями, а это не только выступления, но и подготовка многочисленных изданий, среди которых альбом со всеми токкатами, сонатами и концертами, изданный фирмой «Мелодия» (он стал бестселлером в цифровом сегменте, набрав за первый год после релиза более миллиона скачиваний), Константин Волостнов выработал собственный подход к формированию программ. Будучи выпускником Высшей школы музыки в Штутгарте и напитавшись аутентичной традицией немецких церковных концертов, он уже не может обойти стороной соответствие музыки времени церковного года – значительная часть хоральных обработок могут исполняться лишь в определенные дни. Так что московские слушатели смогут прикоснуться к традициям богослужения времен Баха.
Следующий концерт цикла (23 ноября) будет посвящен виртуозной музыке, ведь при жизни слава Баха-исполнителя была куда больше его композиторского признания. Уже в юные годы Бах слыл великолепным органистом, его технические данные и владение инструментом были засвидетельствованы современниками. Декабрьский концерт уже традиционно будет приурочен к Рождеству (28 декабря), пожалуй, центральному событию западной церкви. Бог был в сердце Баха, и практически любое его сочинение объяснимо с точки зрения Святого Писания. Здесь уместно вспомнить и принятую в его времена систему риторических фигур, означавших вполне конкретные символы, отсылающие слушателя к образам того или иного библейского события. Сюда можно добавить более поздний интерес Баха к цифровой символике – цифры 3, 7, 21 для него имели сакральный характер. Как раз сакрально-символическому аспекту баховского творчества будет посвящена программа «Мистика» (концерт назначен на день рождения Баха 21 марта). А аркой Рождественскому вечеру послужит завершающий концерт в этом сезоне, падающий на пасхальные дни (25 апреля). Среди шести концертов первого года найдется место и Баху-человеку. В программу «Лирика» Константин Волостнов включил музыку, в наибольшей степени отражающую баховское личное и субъективное (15 февраля). Именно в этот вечер прозвучит знаменитая, уникальная по обнаженности и остроте трагизма Фантазия соль минор, написанная, по всей видимости, как излияние отчаяния, боли и осознания несправедливости потери композитором первой жены, Марии-Барбары.
Отдельно стоит сказать об инструменте концертного зала Музея музыки. Изготовленный в 1976 году и несколько лет ожидавший установки в строящемся специально для него новом зале, этот орган – подлинное дитя своего времени. В те годы не только в Европе, но уже и в СССР вовсю главенствовал так называемый Orgelbewegung – движение в органостроении ХХ века, появившееся на волне бурно растущего интереса к музыке барокко, органным олицетворением которой являлся Бах. Довольно большой по меркам баховских времен, этот инструмент прекрасно вписался в пространство зала, который он наполняет без каких-либо затруднений. Эстетика того времени требовала графической ясности музыкальных очертаний, что орган Музея музыки и обеспечивает сполна. Классическое звучание органного Pleno (то есть полного инструмента) прекрасно отражает звуковую эстетику барокко, помпезную, но и устремленную ввысь, а хороший выбор различных тембров их комбинаций выразительно звучит в зале.
Для Константина Волостнова Бах предопределил судьбу, не оставив шанса на иной выбор, нежели стать органистом. По мнению музыканта, в музыке Баха есть все, что нужно и профессионалу, и просто любому человеку. Именно человеку – чувствующему, мыслящему, созданному для гармонии и добра.
комментарии(0)