0
3438
Газета Культура Печатная версия

08.10.2019 20:06:00

В Новой Опере вручили статуэтки премии Casta diva

В гала-концерте приняли участие звезды Байройтского фестиваля

Тэги: новая опера, премия, casta diva


новая опера, премия, casta diva Тенор Богдан Волков стал лауреатом в новой номинации – «Взлет». Фото пресс-службы премии Сasta diva

Великая Мария Каллас вряд ли жаловала критиков. Но так случилось, что ее священная тень, символ ее божественности в искусстве оперы – молитва Сasta pa из оперы Беллини «Норма» – благословила независимую российскую премию критиков. Премия присуждается по итогам календарного года, а церемония вручения выпадает на осенние месяцы следующего, в канун 6 октября – исторического дня рождения оперы.

Casta diva – премия нестандартного формата. Здесь нет денежных вознаграждений. Но есть красивое «вещественное доказательство» принадлежности лауреатов премии к оперным высотам: бронзовая с позолотой статуэтка скульптора Пааты Мерабишвили – образ вдохновения, полета творческой фантазии, музыкально-театрального экстаза. Премия была учреждена к 400-летию рождения оперы по инициативе Михаила Львовича Мугинштейна – автора уникальной для России энциклопедии «Хроника мировой оперы. 400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов». Casta diva не зациклена на неподвижной схеме, у нее живое дыхание: появляются новые номинации, некоторые в отдельные годы не фигурируют.

Частенько случается, что свои статуэтки лауреаты получают лишь через несколько лет: плотный рабочий график востребованных во всем мире певцов не всегда позволяет им присутствовать на церемонии. Так, Татьяна Сержан, «Певица года – 2016», обрела золотистую богиню оперы только этой осенью, за что щедро одарила московскую публику своим великолепным пением – особым мягким и глубоким тембром голоса и умением проникнуть в смысловые недра музыки. Но щедра была не только Сержан: лауреаты, съехавшиеся из разных стран, певцы, которых практически невозможно заполучить даже на одно выступление, пели с таким явным удовольствием, так много и с такой отдачей, что вечер действительно стал праздником.

Звезды Байройтского фестиваля Елена Панкратова и Андреас Шагер, лауреаты в номинациях «Певица года» и «Лучший зарубежный певец», легко покорили зал мощью голосов, умелым владением вагнеровским стилем пения, а Панкратова – и неудержимым, природным темпераментом, который в другом номере – монологе Электры из оперы Рихарда Штрауса – перешел в экстатическую одержимость. Высоким оперным драматизмом, красотой вердиевских голосов, ярким артистизмом исполнителей захватили дуэты из «Аиды» и «Трубадура» в исполнении лауреатов прежних лет Татьяны Сержан и Владислава Сулимского, явного фаворита гала-концертов Casta diva.

Театр, сцена которого стала домом премии Casta diva, представлял не только его директор Дмитрий Сибирцев в качестве соведущего вечера в паре с Михаилом Мугинштейном. Молодой солист Новой Оперы Богдан Волков, классический лирический тенор по характеру голоса, тонкой музыкальности (и даже по сценической внешности) стал лауреатом в новой номинации – «Взлет». И великолепно этому соответствовал – как в романсе Неморино из «Любовного напитка», так и в арии «Магические звуки» из раритета Гольдмарка «Царица Савская». Новую Оперу также удачно представила (романс Никлауса из оперы «Сказки Гофмана») юная Гаяне Бабаджанян, прекрасная Лукреция в недавней премьере театра «Поругание Лукреции».

Пермский театр, чей спектакль «Жанна на костре» под управлением Теодора Курентзиса и в постановке Ромео Кастеллуччи стал «Событием года», дал в подарок свою солистку Зарину Абаеву (тонкая интерпретация арии Луизы из оперы Шарпантье). Вместе с красивым сильным баритоном – Константином Сучковым – они составили слаженный дуэт в «Таис» Массне. Музыка этого композитора прозвучала в тот вечер еще раз в исполнении Сучкова – ария Ирода из оперы «Иродиада». Таким образом, в концерте были представлены три главных оперных направления – итальянское, австрийско-немецкое и французское. А серьезность классической оперы под конец была весело разбавлена очаровательной музыкой другого Штрауса, Иоганна: дуэтом из оперетты «Цыганский барон». И спели его с озорным удовольствием вагнеровские певцы Панкратова и Шагер.

О спектаклях-лауреатах только говорили и передавали статуэтки представителям театров. Что делать, ни Асмик Григорян – «Лучшую зарубежную певицу – 2018» – пока не заполучить, ни зальцбургскую «Саломею» – «Европейское событие» или пермскую «Жанну» – в концерт-церемонию не вмонтировать. Отсутствие певца года, замечательного баритона Игоря Головатенко, тоже обидно. А вот «Путешествие в Реймс» Большого театра («Спектакль года») вполне можно было театру вставить в репертуарную сетку где-то рядом с гала. Отчего ж не помечтать…Тем более что высокий уровень концерта-церемонии стимулирует красивые фантазии. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
1410
Как премию назовешь – тому она и достанется

Как премию назовешь – тому она и достанется

Александр Самохин

О важности точных формулировок в естественнонаучных номинациях

0
11777
Компьютерные науки должны стать физикой

Компьютерные науки должны стать физикой

Алексей Хохлов

Еще раз о Нобелевской премии Джона Хопфилда и Джеффри Хинтона

0
12326
Нобелевский комитет запутался в сетевой физике

Нобелевский комитет запутался в сетевой физике

Дмитрий Квон

Это знаменует собой закономерный триумф третьего пришествия искусственного интеллекта

0
13299

Другие новости