Не стало Марка Захарова – режиссера, руководителя «Ленкома», человека, посвятивший всю жизнь театру, но оставившего не менее значимый след и в истории кино. Захаров - один из тех мастеров, деятельность которых сегодня отмеряет «золотой век» русского театра и кино. На его фильмах-притчах, сказочных трагикомедиях о самом главном, как и на поставленных им спектаклях, выросло не одно поколение зрителей.
Марк Захаров с самых ранних лет связал свою жизнь с театральным искусством: окончил актерский факультет ГИТИСа, служил в драматическом театре в Перми, в том же городе впервые попробовал себя в качестве режиссера – на тот момент студенческого коллектива, а после возвращения в Москву работал и в театре им. Гоголя, и в театре миниатюр, и в театре сатиры. В 1973 году Захаров стал главным – и с тех пор бессменным – режиссером «Ленкома», поставив на его подмостках десятки спектаклей, в числе которых «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».
Тогда же, в 70-х, Захаров впервые пробует себя в качестве кинорежиссера. Театральность на экране, как правило, не жалуют, но постановки Захарова, своей условностью во многом походящие на спектакли, - безусловно, исключение. И явление для всего советского, да и российского кино. С одной стороны – авторское и в чем-то даже экспериментальное кино, с другой – как нельзя более зрительское, созданное для всех и каждого, говорящее пусть аллегориями и метафорами, но понятное в каждом слове, помещенное в фантастический мир волшебников, принцесс и рыцарей, но близкое и узнаваемое. Спектакли и фильмы Марка Захарова образуют одну вселенную, существующую по законам развлечения и размышления, сказочных костюмов и светлой грусти. Не побег от реальности, как может показаться, а ее искусное и глубокое осмысление – через форму притчи, сказки, фантасмагории.
«Обыкновенное чудо» и «Убить дракона» по произведениям Евгения Шварца, «Тот самый Мюнхаузен» и «Формула любви» по сценариям Григория Горина – те произведения, которые принято называть, говоря о том или ином постановщике, программными. Сюда же обязательно стоит отнести и его «12 стульев». Вроде бы совсем другая история и совсем другой мир, но придуманный Ильфом и Петровым Остап Бендер, превратившийся в исполнении Андрея Миронова в поющего и танцующего плута, – плоть от плоти захаровский персонаж. Живущий в куда более реальном, чем остальные, мире, но перепридуманном, фантазийном, утрированном, условном.
Уникальный захаровский стиль – обязательные песни, обязательные костюмы, обязательная тонкая драматургия и обязательный невероятный по уровню мастерства актерский состав (Янковский, Абдулов, Леонов) – передается от фильма к фильму. Так же как передаются и заявленные режиссером с самого начала простые истины, мысли о свободе и любви как о непреходящих человеческих ценностях, которые впору повторять вновь и вновь с киноэкранов и с театральных подмостков. Все гениальное просто, а в случае с Марком Захаровым простота эта граничит с чудом, и вовсе не обыкновенным.
комментарии(0)