0
3969
Газета Культура Печатная версия

15.09.2019 17:43:00

Обживание смерти

В Екатеринбурге открылась 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Тэги: екатеринбург, биеннале, современное искусство

Полная on-line версия

екатеринбург, биеннале, современное искусство «Черное облако» мексиканского художника Карлоса Аморалеса – одновременно и лирично, и пугающе. Фото Zoom Zoom

За 10 лет существования организованная Уральским филиалом Государственного центра современного искусства биеннале, которую делает комиссар Алиса Прудникова, стала одним из самых значимых в России смотров contemporary art. Это – без преувеличения и безотносительно юбилейной даты. Рефлексия биеннале об индустриальном прошлом и настоящем Урала – нерв этого смотра на протяжении всех лет существования. Биеннале – это помимо основного проекта интеллектуальная платформа, исследовательский проект, спецпроекты и арт-резиденции в разных городах. Тема нынешнего выпуска – «Бессмертие». Основной проект показывают на двух площадках – Уральского оптико-механического завода и в здании первого екатеринбургского кинотеатра «Колизей». Участвуют в нем 76 художников и арт-групп из 25 стран, из них треть – российские. Бюджет 5-й биеннале – 76,7 млн руб., из которых 36,7 – государственные средства и 40 – спонсорские. Для сравнения – бюджет Лионской биеннале, которая тоже работает с индустриальными пространствами, составляет 12 млн евро.

200-7-3_b1.jpg
Проход к основному проекту. Фото Zoom Zoom
В отличие от многих биеннале в мире, где приглашенный куратор придумывает тему основного проекта, в Екатеринбурге биеннальный сюжет выбирают комиссар Алиса Прудникова и ее команда. А затем зовут куратора. Им стала Шаоюй Вэн из нью-йоркского Музея Гуггенхайма, которая предложенное ей «Бессмертие» развернула следующим образом: «Преодолеть границы бессмертия: к множественности будущего».

Оптико-механический завод – производство закрытое, связанное, как известно, в том числе и с оборонной отраслью. Сейчас в цеха, откуда производство было выведено, пустили современное искусство. Миновав пропускной пункт, поднимаешься по лестнице: среди этажей, куда доступа людям «с улицы» нет, есть два биеннальных – для основного проекта и для исследовательского.

В заявленной Вэн «множественности» – аналитичность выставки (со множественностью ракурсов), которая препарирует прошлое и настоящее, культуру и политику, реальность и футурологию, отношения человека с цифровыми технологиями и со временем. И не обходит острые углы. Выставка на заводе начинается «Шарманкой» Елены Артеменко, завершаясь работой Адриан Пайпер «Адриан переезжает в Берлин». Когда поворачивается ручка огромной «Шарманки», раздается скрип, под который привычно маршируют кирзовые сапоги. Пайпер посвятила свой перформанс падению Берлинской стены: 59-летняя художница час танцевала на Александерплатц, считая, что танец – естественная форма преодоления каких бы то ни было границ. Строй и индивидуальный жест – вечные темы взаимоотношений социума и художника, человека вообще.

200-7-3_b3.jpg
Алиса Прудникова. Фото Zoom Zoom
По словам Алисы Прудниковой, к теме бессмертия они пришли через тему времени. Шаоюй Вэн пишет, что основной проект сфокусирован на понятиях смерти, устранения, замалчивания, забвения и в связи с развитием технологий, будто бы приближающих бессмертие, напоминает о парадоксе: «Указывая на возможность преодоления смерти благодаря машинам и биоинженерии, она (трансгуманистическая повестка. – «НГ») заявляет о кризисе человечества, поскольку люди все больше не поспевают за темпами технологического развития». Куратор, что большая редкость, строит выставку главами, связывая работы внутри них диалогом: «Огонь», «Жестокость и ядерные грибы», «Бабочка и музей», «Время», «Немертвые», «Труд и скука», «Зеркало и чистое зеркало», «Медуза», «Память и припоминание», «Ремесло и знание забытого», «Изменяющиеся жизни».

Оптический прицел, стоящий на томике с «Мастером и Маргаритой» Булгакова, направлен на крышу соседнего здания (прицел в работе американской художницы Джилл Магид «Я свет миру. Из серии «Просветление» – из тех, что использовали в войне в Ираке и Афганистане). На столе разложены антропоморфные части женщины-робота («Небольшое обновление» корейской художницы Кымхён Чон). Видео Александра Шишкина-Хокусая «Новый Версаль» и живопись Марии Сафроновой «Кабинеты» рассказыают о тенях Чернобыля в современности... Кристина Лукаш в выбеленном и приобретшем стерильный вид зале развесила «По часовой стрелке» (название инсталляции) 360 механических часов, выставленных с интервалом в четыре минуты. Вместе эти интервалы равны суткам, визуализируя материальность потерянного или утопически обретенного времени. Этот зал – одна из ключевых точек заводской части проекта. Другая – зеркальный коридор, в котором бесконечно множатся отражения всех проходящих.

200-7-3_b2.jpg
Елена Артеменко. Шарманка. Фото автора
Вопрос о том, тождественны ли отражение, отпечаток, память, попытка реконструкции образа самому образу – один из лейтмотивов выставки о времени и бессмертии. Когда мексиканский художник Карлос Аморалес превращает залы в «Черное облако», «испещряя» стены черными бумажными бабочками, он вспоминает о времени, проведенном с бабушкой перед ее уходом, и пустые пространства выглядят одновременно лиричными и пугающими. А Шаоюй Вэн напоминает о бабочке как символе жизни и смерти – и о парадоксальном стремлении людей, собирающих коллекции бабочек, сохранить красоту мира, убивая его. «Архивы Баррагана» Джилл Магид – посвящение знаменитому мексиканскому архитектору: после его смерти архивы сделались свадебным подарком и оказались закрытыми в Швейцарии. Многосоставная работа Магид рассказывает, как художница через знание пытается вернуть память об архитекторе.

«Бессмертие» тут пульсирует звуками заводских инструментов, которые напоминают и звуки первобытных орудий; оно поворачивает то к конкретным событиям прошлого, то гадает о будущем (как в футурологических картинах Павла Пепперштейна «Город Россия», где среди прочего в 2009–2014-м появилась и башня Кандинского – по случайному совпадению в Екатеринбурге теперь вырос поименованный так же небоскреб); оно говорит не только о культурной памяти, но обращается и к (полу) шаманским практикам. И это «Бессмертие» не пропускает культурных кодов, живущих, но ставших почти мифом: Евгений Антуфьев и Любовь Налогина делают что-то вроде флорентийских мозаик с использованием малахита («Без названия»). Это – один из уральских символов, но, согласно словам художников, уральские месторождения исчерпаны, и теперь этот символ импортируют из Африки.

200-7-3_b4.jpg
Джилл Магид. Архивы Баррагана. Фото Zoom Zoom
В духе показывающей множественность подходов к биеннальной теме и вскрывающих ее парадоксы выставки логично, что на контрасте после режимного объекта второй площадкой смотра стало место принципиально массового показа – кинотеатр «Колизей». Эту часть основного проекта, довольно камерную, комиссар называет постскриптумом, «павильоном бессмертия искусства», и здесь доминируют размышления о русском космизме: его хронологию Анастасия Гачева, Арсений Жиляев, Марина Симакова и Антон Видокле для биеннале довели до 2019 года.

«Колизей» стал и площадкой интеллектуальной платформы биеннале. В первый день симпозиума специалисты самых разных профилей, от генетиков и физиков до художников, обсуждали, что такое бессмертие. В область современного искусства разговор вернулся на дискуссии Шаоюй Вэн с главным хранителем Музея Гуггенхайма Леной (Кэрол) Стрингари. Она рассказывала о проблемах, с которыми сталкиваются музеи, хранящие contemporary art. К примеру, произведения, где задействованы цифровые технологии, через годы могут стать недоступными из-за того, что программное обеспечение просто-напросто устаревает. Тема, напрямую касающаяся бессмертия.

Екатеринбург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Между Священным союзом и обер-прокурорскими шпорами

Анастасия Коскелло

Происходит ли церковная «реабилитация» императора Александра I

0
4611
Мифический Алешенька и другие обитатели дома Демидова

Мифический Алешенька и другие обитатели дома Демидова

Дарья Курдюкова

В бывшей усадьбе на Басманной представляют "Будущее воспоминаний"

0
5261
Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Сделала ли РПЦ шаг назад в признании подлинности царских останков

Милена Фаустова

Воздвигнут памятник следователю, чье мнение противоречит официальной версии

0
11746
Современность развернули в прошлый век

Современность развернули в прошлый век

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее упраздняют один из самых энергичных отделов, который специализировался на современном искусстве

0
5118

Другие новости