Юрий Башмет считает, что Шостакович под силу юным исполнителям. Фото © Тульская областная филармония
Всероссийский юношеский оркестр отправился в большое турне по России. 10 городов, филармонические площадки, интенсивные репетиции, долгие переезды. Сценическое волнение, долгожданный концерт, овации местной публики – и снова переезды. Коллективу Юрия Башмета к такому режиму не привыкать: за плечами ребят уже европейские гастроли в таких крупных залах, как венский Muzikverain или Концертгебау (Амстердам). История этих поездок началась в 2012 году, когда маэстро Башмет решил объединить талантливых детей от Калининграда до Владивостока, взяв за основу всероссийский конкурс исполнителей классической музыки. И с тех пор в регионах нашей страны проводятся отборочные туры, по результатам которых ученики музыкальных школ и колледжей занимают свое место в составе Юношеского симфонического оркестра. Не прошедшие серьезного «кастинга» (из 650 участников нужно выбрать всего 40!) тем не менее имеют шанс на попадание в следующем отборе.
Новый состав оркестра был сформирован в прошлом году: маэстро прослушал скрипачей, флейтистов, гобоистов и других инструменталистов в 16 регионах страны. На сегодняшний момент в коллективе 100 человек: самому юному дарованию – 10 лет, самому взрослому – 22 года. У всех этих мальчиков и девочек, связавших свою жизнь с музыкой, разные судьбы и свой путь на сцену, но теперь им нужно научиться приспосабливаться к нелегким будням артиста и, как верно заметил Башмет, не переставать при этом любить музыку. А что же у них с учебой, хочется спросить. Худрук считает, что его подопечные обучаются в процессе самих выступлений и по большому счету проходят настоящую школу жизни: испытывают радость от совместного творчества, дружат и даже вместе ездят на специально организованные экскурсии. Ну и, конечно же, дурачатся, как все нормальные дети.
Начальная точка путешествия молодых музыкантов – город Кострома, финальная – Москва, выступление в зале «Зарядье». Экватор масштабного турне – концерты в Туле и Калуге. На родине самоваров и самых вкусных пряников маэстро Башмет также провел открытый мастер-класс с учащимися музыкального колледжа наблюдать за диалогом поколений, «отцов и детей», было крайне интересно. А в Калуге Юрий Абрамович встретился с журналистами и рассказал о планах своих подопечных, отметив, что работать с ними – настоящая мечта для дирижера.
Концерты Всероссийского юношеского оркестра прошли в местных филармониях с явным аншлагом, причем большинство публики составляли дети, которые с любопытством и, возможно, легкой завистью (в хорошем смысле) слушали своих сверстников. Программы и в Туле, и в Калуге были составлены по похожему принципу: два обязательных сочинения и два произвольных. Открыла оба концерта пьеса Кузьмы Бодрова, озаглавленная как брошюра для меломанов – «Путеводитель по оркестру». И в ней слушателя действительно знакомили со всем, что входит в понятие «оркестр» – с группами инструментов, с техниками (вплоть до современной алеаторики), со стилями музыки разных эпох. Чрезвычайно изобретательная партитура Бодрова таила в себе немало слуховых находок: это и всплывающие и незаметно исчезающие цитаты из Моцарта и Баха, и разработка мотива как в ораториях Генделя, и аллюзии на кульминации симфоний Малера. Но главным стержнем пьесы была известная тема – 24 каприса Паганини, которая постепенно менялась до неузнаваемости, перетекала в варианты самой себя.
В обоих городах ребята из Юношеского оркестра предстали еще и в качестве солистов. Снежана Пащенко (скрипка) легко и с изяществом исполнила рапсодию «Цыганка» Равеля, Зиновия Нестеренко – скрипичную версию «Ната-вальса» Чайковского, а флейтистка Александра Зверева – третью часть его концерта (в переложении для флейты). Обе девушки – уже студентки Московской консерватории, а когда-то начинали свою артистическую карьеру в одном из первых составов коллектива маэстро Башмета. Весьма трогательным был дуэт Есении Евдокимовой (арфа) и Руты Вайткуте (флейта): исполнительницы, облаченные в белые платья (чем не волшебные нимфы в глазах детей?) уверенно справились с до-мажорным концертом Моцарта.
Настоящей кульминацией тульского и калужского концертов оказалась Пятая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из самых трагических в творчестве композитора, которая создавалась после разгромной статьи в его адрес «Балетная фальшь». Отвечая на вопрос о том, не тяжело ли детям воспринимать и, конечно же, технически играть такую музыку, Юрий Башмет заверил, что Шостакович им под силу и в принципе нужно поднимать планку все выше и выше. Маэстро оказался прав. Его воспитанники порой превосходили опытных оркестрантов, особенно радовали духовики (учитывая, что там сидели в основном девочки), но и в целом характер, темп произведения были выдержаны почти стопроцентно. Глядя на этих маленьких больших артистов Всероссийского юношеского оркестра, вспоминаешь цикл передач канала «Культура» под названием «Оркестр будущего». Быть может, это именно он?
Тула–Калуга
комментарии(0)