Собрание работ Йорданса ранее уже показали в Эрмитаже. Фото с официальной страницы Государственного Эрмитажа в социальной сети
Главным героем выставочного лета в Москве – а вообще-то и этого года – стал проект «Щукин. Биография коллекции», который до 15 сентября еще можно увидеть в Пушкинском музее. У нового сезона будут свои герои. Мы выбрали несколько самых крупных выставок, которые можно будет посетить в столице, – о классическом искусстве, об эпохе авангарда и о современности.
Пушкинский музей откроет осеннюю сессию выставок 17 сентября как раз классикой – путешествие из Петербурга в Москву совершит Йорданс. В экспозиции «Русский Йорданс». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России» (под другим заглавием, но почти с таким же составом работ она была представлена в Эрмитаже) – 18 картин и 31 рисунок, первый показ практически всех хранящихся в России работ знаменитого фламандца (подробнее см. в интервью с куратором выставки Вадимом Садковым в «НГ» от 12.08.19). Спустя месяц в Третьяковской галерее начнется ретроспектива Василия Поленова, приуроченная к 175-летию художника. Живопись (впервые в Москву из Русского музея привезут картину «Христос и грешница»), театральные эскизы и архитектурные проекты – всего около 150 произведений. В Музеях Московского Кремля 29 ноября откроется выставка «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник», в фокусе которой будет соответственно влияние первого российского императора на развитие искусства и науки.
Приуроченная к «Декабрьским вечерам Святослава Рихтера», в ГМИИ с 3 декабря будет идти выставка Томаса Гейнсборо, одного из главных английских портретистов – и одного из самых известных в истории искусства вообще (притом что Гейнсборо не покидал Туманного Альбиона). Жанром портрета, как известно, он не ограничивался, любил и пейзажную живопись, и в Москву, что редкость, привезут и его написанные на стекле пейзажи (музеи Великобритании почти не выдают их на зарубежные выставки). Кроме того, работы представителя «золотого века британской живописи» представят в окружении произведений художников, влияние которых он испытал, – от Антониса ван Дейка до Антуана Ватто.
В октябре, что удачно, почти одновременно откроются две выставки об искусстве авангарда. 23-го Новая Третьяковка представит «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры», проект, посвященный одному из первых в мире государственных музеев современного искусства, который просуществовал в Москве с 1919 по 1929 год (кстати, одним из первых приобретений Музея живописной культуры был «Черный квадрат» Малевича; интервью с куратором выставки читайте в ближайших номерах «НГ»). А на следующий день в Еврейском музее откроется выставка «Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914», которая переедет из Русского музея. Это – рассказ о первом официально зарегистрированном объединении авангардистов (Петербург здесь обогнал Москву: общество «Бубновый валет» официально существовало с 1911-го, хотя первая его выставка прошла зимой 1910/1911 года). На обеих выставках, как, впрочем, бывает почти всегда на выставках авангарда, будут и очень известные художники, и художники, сегодня почти или совсем не известные.
Мультимедиа Арт Музей (МАММ) откроет новый сезон 17 сентября сразу несколькими проектами, но главный – экспозиция в память об ушедшем в прошлом году классике неофициального искусства Владимире Янкилевском, участнике разгромленной Никитой Хрущевым Манежной выставки, художнике, который вел диалог с современностью и с классическим искусством вплоть до эпохи Возрождения, художнике, в творчестве которого сюрреалистические ноты часто сочетались с экзистенциальными размышлениями. В МАММ называют нынешний проект «своеобразной реконструкцией» выставки «Героический монумент»: показанная в парижском Центре современного искусства La Base в 1994-м, она была важна для художника, поскольку объединила основные векторы (и циклы) его искусства.
С 1 октября в ГМИИ – выставка «Восточный джаз / East West Jazz», необычный по концепции проект, в котором среднеазиатские халаты и ткани окажутся бок о бок с абстрактным искусством, чтобы, как пишут в музее, «проникнуть в суть мышления абстракционистов, понять истоки их творчества». Обещают, среди прочего, работы Александра Колдера, Лучо Фонтана, Сержа Полякова и Даниэля Бюрена. К слову, отдельно Лучо Фонтана покажет МАММ, это будет в конце ноября.
А до того, 15 октября, в главном здании Московского музея современного искусства на Петровке откроется выставка Йоко Оно «The Sky is Always Clear». Едва ли стоит представлять Йоко Оно, скажем лишь, что московская выставка – об умении Оно стирать границы между жанрами, а в конечном итоге – о том, что же такое современное искусство и его политическая и социальная составляющие. 30 октября на площадке ММСИ на Гоголевском стартует пятая сессия созданного куратором Виктором Мизиано междисциплинарного проекта «Удел человеческий». На сей раз выставка и сопровождающая ее дискуссионная программа посвящены теме «Vita Activa и Vita Contemplativa. Труд, долг, досуг, праздность». Кроме того, в конце октября в Новой Третьяковке откроется основной проект 8-й Московской международной биеннале современного искусства, но о ней пока известно немного (см. «НГ» от 23.05.19).
комментарии(0)