Танцовщица Юи Кавагучи установила сердечную связь со зрителями. Фото Casanova Sorolla/Open Look |
Нынешний OPEN LOOK стал самым технологичным в истории. Обволакивающее 3D, созданные к фестивалю VR-инсталляции, светодизайн, мультимедийные чудеса, а в финале – «планетарные танцы» от французского художника Пьера Жинера с уникальной проекцией на купол питерского Планетария.
Но из каких бы дальних или близких краев ни съехались участники фестиваля, какая бы разноголосица языков contemporary (современный танец. – «НГ») ни звучала на Новой сцене Александринского театра или в пространстве «Севкабель Порт», какие бы спецэффекты ни поражали воображение зрителя, очевидно было одно общее стремление или, точнее, не всегда даже отрефлексированная потребность – поговорить или вместе подумать о важном. Важном всегда, но особенно важном – сегодня. Всюду – от Хельсинки до Ирана, от Токио до Соуэто, от Тель-Авива или Сеула до Женевы, Парижа или Кейптауна.
Многие из этих точек на карте соединил своей танц-прогулкой в жанре «документальной хореографии» танцовщик и перформер Фуфуа д’Имобилите. Швейцарская компания «Неопост Фуфуа» показала в рамках фестиваля работу «Dancewalk – Ретроперспектива», отчет о четырехстах километрах, протанцованных Фуфуа д’Имобилите по всему миру начиная с 2015 года. В первые минуты витиевато приплясывающий по дорогам мира человек вызывает едва ли не раздражение – то ли фигляр скуки ради, то ли с жиру бесится. Но очень скоро он втягивает в свою орбиту, и начинаешь думать, как было бы здорово, вот так, пританцовывая вне всяких правил, весело добираться до работы. Освобождаться в движении от негатива. Танц-прогулка ничего не эстетизирует, никого не дискриминирует. Чувствуешь свободу в повседневном, рождаемом внутренним, сиюминутным импульсом творчестве. Думаешь о никого не задевающем радостном праве на субъективность, на инаковость, на новые ощущения. О природных силах и человеческой жажде перемен. Об удовольствии двигаться вперед. Постепенно герой собирает вокруг себя людей, организует их, его танц-демарш превращается в манифест, а значит – чуть-чуть теряет в свободе. Но ведь в Иране или в Боснии это оправданно… Там ведь что-то неправильное творится. И вот уже прогулка становится демонстрацией. Мы же знаем, как лучше. Как надо. Железной рукой (или танцующей ногой) загоним человечество к счастью. Нет, ничего такого веселый, тренированный, симпатичный, очень выносливый и свободолюбивый человек Фуфуа д’Имобилите, конечно, и в мыслях не держал. Но ведь мы свободны думать, что думается.
Мысли о человеческом частном и общечеловеческом рождает по-скандинавски крупно рубленый, мощный и трогательный дуэт «Дыхание». Диалог ведут всемирно знаменитые финны – танцовщик-хореограф Теро Сааринен и аккордеонист Киммо Похьонен. Двое немолодых мужчин в сочиненном для них и только в их исполнении возможном танце проходят путь от тупого тестостеронового бодания к тончайшим эмоциональным нюансам. Страстно и одновременно невозмутимо, с юмором, с совершенно особой телесной и душевной виртуозностью.
Потребность в диалоге вызвала к жизни и 3D-проект танцовщицы Юи Кавагучи и визуального художника Ёсимаса Исибаси. Название «МатчАтриа» состоит из двух частей: матча – чай, атриум – предсердие. Чайная церемония превращается в «сердечную церемонию», когда каждому из 30 зрителей танцовщица вручает по силиконовому сердцу натуральной величины. Все они связаны со специально разработанным прибором, который фиксирует сердцебиение Юи и через динамик транслирует его в режиме реального времени – зрители физически связаны с танцовщицей. Несколько формально, но посыл вполне ясен.
Одна из заслуг, а то и функций современного танца, расцветшего во всем разнообразии красок из танца, называемого когда-то (в противовес классическому балету) свободным, заключается в расширении интеллектуального, чувственного и эмоционального диапазона, в раскрепощении восприятия и развитии способности понять и принять многое, разное. В рассеивании призрачных противоречий. А еще – в культивировании навыка ставить себя на место перформера, сочувствовать, соощущать с ним физически и через это – сопереживать.
Без такого навыка нет, пожалуй, смысла смотреть постановку израильского хореографа Майкла Гетмана «Am I» («Это я»), созданную специально для танцовщицы Талии Паз. Пройдя долгую жизнь в танце, поработав с Охадом Нахарином и Матсом Эком, поучаствовав в спектаклях Иржи Килиана, Каролин Карлсон, Ицика Галили и других лидеров современной хореографии, она захотела рассказать о том, что пережила и что кипит в ней сегодня. Эта пластика рождена не привнесенным извне «художественным замыслом» хореографа, а внутренним состоянием героини здесь и сейчас. Того, кто через соощущение движения сумеет поймать схожее состояние, пройти с ней через все перипетии, достичь психофизического выплеска, ожидает такой редкий сегодня в театре катарсис. Драма частной жизни конкретной немолодой женщины перестанет быть «чьей-то», чужой историей. И что замечательно – никакого ложного пафоса.
Санкт-Петербург
комментарии(0)