Под руководством Махара Вазиева балетная труппа Большого театра вышла на новый уровень. Фото Дамир Юсупов\bolshoi.ru
Московский Большой театр триумфально завершил трехнедельные гастроли в Лондоне, проведя 21 показ четырех спектаклей. В репертуар прошедшего турне вошли знаковые постановки – «главный» русский балет «Лебединое озеро», классический «Дон Кихот», советская визитная карточка Большого «Спартак» и относительно новый, но уже вошедший в историю «Светлый ручей». В гастролях принял участие коллектив из 270 человек – артисты во главе с руководителем балетной труппы Махаром Вазиевым.
Гастроли показали как высочайший уровень отечественного балета, так и огромный интерес к нему со стороны западной публики. Подтверждение – аншлаги во время спектаклей в королевском Ковент-Гардене (билеты на все постановки были полностью раскуплены заранее), овации зрителей и восторженные отзывы критиков. Такого потрясающего успеха у русского балета за рубежом не было уже долгие годы, если не десятилетия – притом, что эти спектакли британский зритель уже видел в исполнении Большого ранее.
«Махар Вазиев, безусловно, доказал свою силу. Другие режиссеры-постановщики, возможно, работали дольше него – Джон Ноймайер в Гамбурге, Хельги Томассон в Сан-Франциско, Кевин Маккензи в Нью-Йорке, – но никто так триумфально не ставил три самых сложных балетных постановок в мире», – пишет Times. «Огромное удовольствие от «Лебединого озера», драмы «Спартака» или огненных страстей «Дон Кихота». В наши дни очень редко можно увидеть грандиозный классический балет таким свежими взглядом», – признаются в Express. «Потрясающая возможность увидеть совершенно другую сторону русского балета – возрожденную и восхитительно исполненную труппой, которая воплотила в себе искусство классического балета», – пишут британские СМИ.
На старте сезона Большой представил в Лондоне все многообразие своих балетных дарований разных поколений. Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Юлия Степанова, Ольга Смирнова, Дарья Хохлова, Руслан Скворцов, Артем Овчаренко, Семен Чудин, Денис Родькин, Игорь Цвирко, Артемий Беляков – и Алена Ковалева, Элеонора Севенард, Маргарита Шрайнер, Анастасия Денисова, Якопо Тисси, Давид Мотта Соарес. После этих гастролей балетный мир открыл для себя новых звезд в Большом театре.
«Так может танцевать только балет Большого театра! Не только солисты, но и уровень кордебалета восхитительный, ошеломительный», – не скупится на комплименты Times. Наблюдатели утверждают: Махар Вазиев практически возродил балет Большого театра и вновь привел его к взрывному международному успеху. Махар Вазиев возглавляет хореографическую труппу главного театра страны с 2016 года, а до этого он в течение 13 лет руководил родным Мариинским театром, где многие годы был солистом, еще семь лет заслуженный артист России стоял во главе балетной труппы миланского театра Ла Скала.
«Нужна ли нам сегодня компания, которая танцует классические спектакли замечательно и только? Нет, конечно. Это убийственно. Мы не можем довольствоваться тем, чего добились. Любое завоевание мгновенно становится вчерашним днем – так устроен театр. Надо идти вперед. Как? Создавать новые проекты, способствующие росту, причем безостановочному. Значение имеет и система проката балетных спектаклей, и то, как они собираются в афишу, – рассказывал мэтр в интервью СМИ. – Давайте честно и без уничижительных амбиций: что такое руководить балетом Большого? Помогать расти. Если вы не создадите здесь атмосферу, когда артист из самого дальнего ряда кордебалета будет чувствовать, что в нем заинтересованы, никогда ничего не измените».
Кроме организации гастролей в Лондоне Махар Вазиев провел ряд встреч с ведущими хореографами мира, которые уже начинают создание новых балетов для труппы Большого театра. Акрам Хан, Кристофер Уилдон, Кристиан Шпук – вот некоторые имена, с кем хореографическая труппа под руководством Махара Вазиева будет работать в ближайшее время. Большой театр продолжит работать и со знаменитыми российскими хореографами, которые уже покорили мир, – такими как Алексей Ратманский и Юрий Посохов. n
комментарии(0)