Людмила Калиниченко. Художник, куратор, его друзья и другие фантастические твари. 2019. Изображение с сайта галереи «ГУМ-Red-Line»
Уральская биеннале, которую в Екатеринбурге как комиссар делает Алиса Прудникова, – один из самых заметных в России смотров современного искусства. В этому году она пройдет с 12 сентября по 1 декабря. Биеннале работает с глокальностью и с индустриальным наследием Екатеринбурга и других уральских территорий (некоторые художники представят свои произведения по результатам работы в арт-резиденциях в Свердловской, Оренбургской, Тюменской, Челябинской областях и в Пермском крае). Основной проект с темой «Бессмертие» курирует Шаоюй Вэн из нью-йоркского Музея Гуггенхайма, выставку развернут на двух площадках – Уральского оптико-механического завода имени Яламова и в кинотеатре «Колизей». А в августе в Москве и Петербурге проходят Дни Уральской биеннале. В эту субботу в ГУМ-Red-Line состоится круглый стол «Российское современное искусство из регионов: глокальность и аутентичность».
Превью в Москве – не часть будущего основного проекта, а сделанное кураторами Светланой Усольцевой и Мариной Федоровской знакомство с (преимущественно) молодыми уральскими художниками прошлых биеннале и грядущей. У московского показа нет сквозной темы, как нет и заглавия, но о глокальности здесь тоже, конечно, говорят, то есть показывают глобальное, в котором не теряется локальное.
Поэтому, с одной стороны, тут будет вызвавший ажиотаж среди вернисажной публики «Банкомат», выдающий в обмен на купюры произведения искусства (увы, корреспонденту «НГ» сыграть в игру не удалось – автомат раз за разом возвращал деньги), – работа Алексея Токмакова и Александра Баталова, участников группы ЖКП и основного проекта 4-й Уральской биеннале. А с другой – Саша Салтанова, участница 3-й биеннале, просто и емко показывает «Одну дорогу» – к стене прислонены изрезанные с одной стороны деревянные лыжи. Салтанова рассказывает, что в годы Второй мировой войны на Уралмаше была танковая дорога, где обкатывали, в частности, танки с этого завода, – сегодня дорога стала лыжной...
О прошлом и настоящем уральских городов говорит участник 4-й биеннале Федор Телков, чья серия «36 видов» названием адресует к видам Фудзи Хокусая, но представляет фотоповествование о шахтах города Дегтярска: «преуспевающее в прошлом градообразующее предприятие по добыче медной руды оставило после себя настоящую экологическую катастрофу». Пока вы это читаете, на снимках то появляются пейзажи с терриконами, то кадр пересекает по снегу бабушка с палочкой. А Сергей Потеряев (тоже участвовавший в основном проекте прошлой биеннале) представил огромный, как фотообои, фотоколлаж «Старая Утка» – посвящение одноименной деревне в Свердловской области. Основанный Демидовыми в XVIII веке железоделательный завод встал в 1990-х, у Потеряева в вид увядающей деревни вкраплены фотографии поменьше, сделанные им или найденные в местных семейных архивах: обычные «кадры» быта, в которые где-то вторгаются «призраки» прошлых поколений, а где-то будто не по стеклу, а по пейзажу ползет муха. Алексей Щигалев, тоже выставлявшийся на 4-й биеннале, сделал графический пейзаж одного из поселков Пермской области (работа «Без названия») – некогда в крае было около полусотни аэропортов, и, приглядевшись, вы видите, что «пейзаж» составлен из штампов. Печати художник нашел в бывшем аэропорте Бахаревки.
«Новая уральская игрушка», смешные объекты из всякой всячины (не только деревянные, но даже из кирпича), делают Анна и Виталий Черепановы, кажется, сплавляя направление, одноименное выставке «Русское бедное», устроенной в 2008-м, в годы культурной революции в Перми Маратом Гельманом, – с традициями народных промыслов. Эти художники – тоже участники упомянутого объединения ЖКП, но в прошлом, а в будущем – как раз основного проекта грядущей биеннале.
Сфокусированные на уральском контексте работы, осмысляющие его прошлое и настоящее, тут, конечно, главное. Но нынешняя выставка хотя, повторимся, выстроена без общей темы, но с принципом качелей: от местного к универсальному, между печальным и смешным, между исследованием и вымыслом. За универсальное отвечает, в частности, с сарказмом сделанный сейчас, в 2019-м, еще одной художницей прошлого биеннального выпуска Людмилой Калиниченко принт «Художник, куратор, его друзья и другие фантастические твари». На собрании людей и зверей все говорят друг другу: «Любой из вас съест меня!»
комментарии(0)