В программе гала-концерта звучал только Верди. Фото Soila Puurtinen
В Савонлинне завершается традиционный оперный фестиваль, площадкой которого служит средневековый замок Олавинлинна, возвышающийся на острове посреди озера Сайма. В программе собственные постановки (в этом году их три – премьерный «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто» Верди и «Похищение из сераля» Моцарта) и спектакли театров-гостей. Безусловно, главным событием нынешнего фестивального сезона стал приезд в Финляндию Ла Скала. Гастроли миланского театра вызвали небывалый ажиотаж: практически все билеты были раскуплены еще год назад, а ведь зал фестиваля, или, вернее, перекрытый тентом двор крепости, вмещает более 2000 человек. Но и в Ла Скала подошли к гастролям серьезно: привезли одну полноценную постановку, последнюю премьеру театра – «Разбойников» Верди и дали большой гала-концерт.
В программе гала звучал только Верди и было заявлено участие звезд. Впрочем, одна из них до Савонлинны так и не добралась: Соня Йончева сейчас на седьмом месяце беременности, и от отмены ее выступления уже «пострадали» до этого «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге. Впрочем, по словам интенданта фестиваля Йормы Сильвасти, это было не столь критично для концерта, главным все равно было участие легенд итальянской оперы: баритона Лео Нуччи, который никогда в Финляндии до этого не выступал, и баса Ферруччо Фурланетто, спевшего в 80-е в Савонлинне короля Филиппа в «Дон Карлосе». Лео Нуччи – 77, а Фурланетто празднует в этом году 45-летие своей творческой деятельности, так что, возможно, это был последний шанс для финской публики услышать их на фестивале. Компанию им составили Мария Хосе Сири, заменившая Соню Йончеву, знакомая отечественной публике по «Иудейке» в Михайловском театре и другим выступлениям, и тенор Джорджо Берруджи, делающий успешную карьеру и отмеченный самим Доминго. Оба певца регулярно появляются на сцене миланского театра. С собой Ла Скала привез не только солистов, но оркестр и свой знаменитый хор, которым много лет руководит маэстро Бруно Казони. Дирижировал всеми вечерами молодой, но уже известный итальянский маэстро Микеле Мариотти.
Программа концерта состояла лишь из произведений Верди с фокусом на ранние и менее известные оперы, об их постановке особо печется нынешний директор театра Александр Перейра. Так что помимо «Разбойников» в программе гастролей в концерте прозвучали фрагменты «Луизы Миллер», «Ломбардцев», «Набукко», «Макбета», дополненные ариями и сценами из знаменитой триады: «Травиата», «Трубадур», «Риголетто». Нуччи уже при первом его появлении встретили овацией, и он подтвердил свой статус великого артиста, особенно в своей коронной арии Риголетто «Куртизаны, исчадье порока…». Конечно, голос Нуччи звучит не так, как в молодые годы, хотя прекрасная акустика Савонлинны позволяет донести до слушателей каждый нюанс, но его полное преображение в героя, нюансы вокальной палитры, понимание партии – все это дорогого стоит. И впечатление от встречи с его искусством надолго запомнится публике.
Другим героем вечера стал Фурланетто: высокий, статный, обладающий необыкновенно красивым голосом, как будто бы не стареющим с годами, – он предстал Фиеско, Захарией и Банко. Совсем недавно он выступал в Мариинском театре тоже с большим успехом, спел три спектакля («Дон Карлос», «Дон Кихот» и «Симон Бокканегра») и представил огромную, почти трехчасовую программу, не только подводящую некий итог 45-летнего творческого пути, но и представляющую новые для певца произведения.
Мария Хосе Сири сумела очаровать публику не только исполнением, но и непосредственностью своего поведения. При этом ей пришлось непросто, некоторые арии из «Луизы Миллер», которой нет в репертуаре певицы, пришлось петь по нотам. Джорджо Берруджи – обладатель не очень большого, но приятного голоса, тоже понравился своей чисто итальянской манерой и музыкальностью.
Героем концерта, конечно, стал и хор театра, исполнивший сцены из «Ломбардцев», «Макбета», «Набукко». Знаменитым хором «Va’ pensiero» из «Набукко» и закончили концерт. Публика настойчиво требовала бис и получила «Застольную» из «Травиаты», в которой приняли участие все солисты и хор.
Гастроли Ла Скала и венской Фолькс Опер стали завершающей точкой в плодотворном периоде интендантства в Савонлинне известного тенора Йормы Сильвасти. Это время запомнится ориентацией на классику и серьезным представительством финских национальных опер, ну и, конечно, гастролями известных трупп, в числе которых были московский Большой театр и театр Ла Скала.
В следующем сезоне фестиваль, который пройдет с 3 по 31 июля 2020 года, возглавит Вилле Матвейефф. Программа уже объявлена, в нее войдут сразу несколько премьер, двумя из которых продирижирует сам интендант. Собственные постановки Савонлинны включат премьеры «Короля Роджера» Шимановского (постановка Кристиана Лады), «Кармен» Бизе (постановка Марианны Мёрк), «Травиата» Верди (постановка Мариуша Трелинского), повторят также «Севильского цирюльника» этого года в очень задорной режиссуре Кари Хейсканена. Национальный театр Хорватии привезет «Вертера» Массне и «Юлия Цезаря в Египте» Генделя. Пройдет и большой гала-концерт финской сопрано Кариты Маттилы, которым продирижирует Ханну Линту.
Савонлинна–Санкт-Петербург
комментарии(0)