0
3527
Газета Культура Печатная версия

21.07.2019 18:21:00

Оптика любомудрия: "Косморама" как машина времени

Куратор выставки Сергей Хачатуров и сценограф Степан Лукьянов ведут зрителя из века в век и возвращают обратно

Тэги: выставка, косморама


152-6-3_t.jpg
Художник Егор Кошелев представил мыслителя
Владимира Одоевского в виде волшебника,
причем, без головы. Егор Кошелев.
Портрет Одоевского. 2019/Музей Москвы
Чтобы представить фонды Музея Москвы не традиционной исторической выставкой, а с современной оптикой, в мультижанровом проекте «Косморама XVIII» объединили героев XVIII и XIX веков – московского генерал-губернатора Михаила Волконского и литератора, мыслителя Владимира Одоевского – с современными художниками и актерами. Выставка, по словам ее куратора Сергея Хачатурова, устроена по принципу «коридоров времени», и неудивительно, что, будучи одноименной произведению Одоевского 1840 года, сегодняшняя «Косморама» отсылает и к XVIII веку. На вернисаже была и прежний директор Музея Москвы Алина Сапрыкина, с которой этим летом неожиданно не продлили контракт, и новый руководитель Анна Трапкова.

«Косморама» выставочная могла бы начаться теми же словами, что и литературный текст: «Страсть рыться в старых книгах часто приводит меня к любопытным открытиям». Сергей Хачатуров восхищается фондами Музея Москвы, с которыми удалось поработать. «Коридоры времени» соединяют три зала-темы – «Площадь старой Москвы 1770-х годов», «Косморама» и «Кабинет Одоевского», – примеряя на эпохи прошлого взгляд современников тех и наших.

Потому наряду с гравюрами, посвященными коронации Екатерины II, или копией письма императрицы Михаилу Волконскому о выделении военнослужащих для строительства в Москве водопровода здесь о событиях времен Волконского (главнокомандующего и градоначальника Москвы с 1771 по 1780 год) толкуют импровизированные райки Владимира Карташова. Художник прорезает в коробах оконца-глаза (похожие вырезанные «очи» знакомы горожанам по московским улицам: на закрывающих здания тряпицах их вырезают уличные художники), внутрь складывая события и артефакты. Тут вы разглядываете, скажем, слезницы из Моисеевского монастыря (упраздненного как раз в екатерининское время), там – подавление пугачевского бунта в виде лепных фигурок и в виде кандалов, а там – празднование Кючук-Кайнарджийского мира и остатки предметов из древнего московского трактира. «Косморама» – путешествие в пространстве и времени, так что все это схвачено скобками новомодного VR-формата, но схвачено иронически. На видео артисты Мастерской Брусникина Василий Буткевич и Петр Скворцов в 2019-м разыгрывают по сценарию Андрея Родионова «Раешную потеху в честь градоначальника князя Волконского», где VR-реальность – волшебный дурман, ведущий в том числе к обману.

В эпохи Просвещения и романтизма Сергей Хачатуров всматривается посредством разных медиумов, от живописи и старинных экспонатов до театра, сопряженного с видео то в форме «шутейной поэмы» (той самой «Раешной потехи...»), то в форме новелл, когда вы попадаете в кабинет Одоевского. Выстроенный сценографом Степаном Лукьяновым и группой «Север 7», кабинет-коридор изгибается подобно прихотливому сознанию, в котором уживаются наивные портреты кисти безвестных умельцев XIX века и оснащенный квартирным глазком «Деревянный телевизор. Остров меланхолии» этой самой группы «Север 7» (привет волшебной коробочке косморамы). И в котором сосуществуют старинный рояль и «Столы философского кабинета и трапезы» той же группы, абсолютно макабрического вида мебель, сервированная черепами да чашей с неиссякающим неким напитком. Одоевского звали «русским Фаустом» (Фауста вспоминают и в тексте «Косморамы»), он увлекался одно время мистицизмом, у него дома собирались члены философско-литературного Общества любомудрия, одним из учредителей которого он был. А если к тому припомнить, что вообще приемы у него запоминались иным современникам весьма необычными и не всем организмам посильными соусами, то можно сказать, что по-своему эксцентричный образ князя Владимира Федоровича здесь и подан сквозь призму эксцентрики сегодняшнего времени.

К тому же, если взять текст «Косморамы», где главный герой любуется «улицами Москвы, которые кажутся так живописными после однообразных петербуржских стен, вытянутых в шеренгу», и где подаренная ему в детстве первая в Москве косморама, волшебный ящик, соединяет бывшее с будущим и реальность с грезой и кошмаром, то теперешние кульбиты пространств, эпох и медиумов не кажутся такими уж шокирующими. Они – продолжение и расширение темы косморамы. И если герою «Косморамы» являлись образы знакомых людей, то манкие, то страшные, то неудивительно, что в одном закутке кабинета вы найдете портрет Одоевского (работы Егора Кошелева) в образе этакого волшебника, но без головы, зато в соседнем закоулке будет «симфония-аудиотеатр» (так это определено авторами) «Кабинет Одоевского» (режиссер – Артем Дубра), где из темноты проступают только головы-маски героев-рассказчиков.

Образ «обольстительного ящика» косморамы вытягивает за собой один из главных сквозных мотивов проекта – игровое подглядывание, здесь оно – синоним умения всмотреться. Что в потешных райках, что в деревянном телевизоре, что в соединяющем городское пространство Волконского с частным пространством Одоевского зале «Косморама», где в узкие световые щели вы глядите на панорамы Егора Кошелева, Леонида Цхэ и Филиппа Шейна. В них реальность и фантазия тоже причудливо переплетаются. «Косморама XVIII» – это видение (с ударением хоть на первом, хоть на втором слоге) Истории и историй, реальности и воображаемого сквозь призму фантазии. В оптике, сопрягающей разные виды искусств. Это оптика видения и оптика знания, образ и факт, смикшированные, провоцирующие задавать вопросы не только векам минувшим, но и нынешнему веку. Потешные райки сегодня лишь трансформировались, за ними часто жутко проступают образы современности с ее жизнью и политикой, выставка вроде бы не об этом – но об этом после нее тоже думаешь. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
862
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
863
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
2702
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
2609

Другие новости