0
3738
Газета Культура Печатная версия

09.07.2019 17:22:00

Дорогой "Дон Кихот Ламанчский"

"Урал опера балет" представил последнюю новинку сезона

Тэги: екатеринбург, театр, премьера, дон кихот


екатеринбург, театр, премьера, дон кихот В новой постановке «Дон Кихота» «буйство красок» все же не превратилось в мюзик-холльную пестроту. Фото Елены Леховой/«Урал опера балет»

«Урал опера балет» представил в Екатеринбурге последнюю премьеру сезона – «Дон Кихота» в постановке Юрия Бурлаки. Ориентиром для него стал балет «Дон Кихот Ламанчский», созданный балетмейстером Александром Горским, художниками Константином Коровиным и Александром Головиным в 1900 году в Москве.

Включение в афишу балета «Дон Кихот» Людвига Минкуса – предприятие беспроигрышное. Зритель любит бравурные комедии, несложные ритмы, динамичные танцы, испанщину. Не случайно устроители всех и всяческих гала так часто выбирают для эмоционального апогея в финале именно grand pas из «Дон Кихота». Банальный выбор заставляет продвинутых балетоманов пожимать плечами, но все же притоптывать и смущенно ощущать на своем лице невольную улыбку.

Ничего другого от этого балета вроде бы и не требуется. Но «Урал опера балет» не был бы собой, если бы в очередной раз не поставил перед труппой и цехами трудноразрешимую задачу.

С начала XVII века балетные версии романа Сервантеса на европейских сценах появлялись во множестве. В 1869 году к сюжету впервые обратился Мариус Петипа в спектакле для московской сцены. В 1871-м он создал петербургскую версию. Используя либретто и некоторые находки Петипа, в 1900 году Александр Горский поставил в московском Большом театре своего «Дон Кихота», который заложил основу не прекращающемуся вот уже более века клонированию в России и за рубежом. На этом пути балет изрядно поистрепался. В нынешней екатеринбургской версии постановщик Юрий Бурлака, его ассистенты Юлиана Малхасянц и Ольга Савельева, дирижер Алексей Богорад, сценограф Альона Пикалова, художник по костюмам Татьяна Ногинова взялись приблизить его к оригиналу 1900 года, захотели «ощутить, что такое московский Горский во всем великолепии композиции и буйстве красок».

Действительно, постановщикам удалось создать спектакль необыкновенной красоты. Это, пожалуй, в нем главное. «Буйство красок» не превратилось здесь в мюзик-холльную пестроту. Пикалова и Ногинова как будто вжились в манеру гениальных колористов прошлого, поделившись со зрителем наслаждением от «аккордов цветов и форм». Особенно хороши «Сад Дульцинеи» и «Парк при дворце герцога».

Важнейшей составляющей постановок Горского всегда были живость массовых сцен и актерская игра солистов. Репетиторы во главе с худруком Вячеславом Самодуровым многого добились от исполнителей, не затушив при этом их куража и энтузиазма. Толпа на площади Барселоны, как завещал хореограф, действительно жила. Никто ни в мимансе, ни в кордебалете не выключался ни на минуту. Все вместе они создавали столь необходимое в этом спектакле приподнятое настроение. Наряду с признанными лидерами Еленой Кабановой, Еленой Шариповой (Китри в первом и втором составах), Александром Маркушевым (Базиль в первом составе), Виктором Механошиным (Дон Кихот Ламанчский), Игорем Булыцыным (Санчо Панса) выигрышно показался молодой многообещающий солист Арсентий Лазарев. Живо отыгрывает мимические реплики. Хороший партнер. Его Базиль органичен в пантомимных и танцевальных сценах, темпераментен и виртуозен.

Знаток старинных балетов Юрий Бурлака на сей раз не слишком нажимал на так манящий зрителя аутентизм. Отдав многолетнюю дань реконструкциям, теперь он соглашается: строго говоря, когда-то созданный балет невозможно возродить в неприкосновенности. Важно добиться художественного единства, сохранив самое ценное.

Знаменитые асимметричные мизансцены Горского в духе Московского художественного театра. Фрагменты оригинального хореографического текста, собранные по крупицам из архивных источников, кадров кинохроники, бесед с ветеранами. Едва ли не двойной состав оркестра. Привлечение в труппу до полутора десятков новых артистов. Сложнейшая работа по адекватному воплощению и созданию соразмерных небольшим екатеринбургским масштабам декораций на основе подчас довольно небрежных набросков Константина Коровина и Александра Головина (макеты не сохранились). Несколько сотен очень красивых и стильных костюмов (в спектакле, почти как в жизни, Горский отказался от единообразия даже в ансамблевых танцах) – некоторые докрашивали, когда первое действие уже было в разгаре. Изобилие бутафории. Сценические эффекты (к примеру, гигантский паук и прочие кошмарные видения Дон Кихота а la старый театр, без всяких компьютерных чудовищ). И, наконец, живые лошадь и ослик, как обычно, вызвавшие в зале самый горячий отклик. Все это потребовало не только ударного труда, но и нешуточных затрат, без которых десятки театров при постановке очередного «Дон Кихота» легко обходятся. Но создание визуального образа балетного спектакля Серебряного века во всех смыслах дорогого стоит. 

Екатеринбург–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Casta Diva: путешествие из Москвы в Нижний Новгород

Марина Гайкович

Церемония вручения и гала-концерт лауреатов впервые состоялись за пределами столицы

0
3883
Илья Дель сыграл участкового-романтика

Илья Дель сыграл участкового-романтика

Ксения Двинская

Театр на Садовой создал мини-сериал о славянской мифологии

0
2849
Театр, где дети получают профессию

Театр, где дети получают профессию

Наталья Савицкая

С юными актерами могут работать только особенные режиссеры

0
2936
Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Художник, который сделал все, чтобы его не знали

Наталия Григорьева

Документальный фильм рассказывает детективную историю Павла Филонова

0
3820

Другие новости