"Левша" Санкт-Петербургского Городского театра. Фото предоставлено организаторами фестиваля
Среди театров-участников в этом году шире, чем в прошлом, были представлены петербургские коллективы: от старейшего в стране ТЮЗа им. А. Брянцева до совсем молодого Городского театра и, разумеется, «Пушкинской школы» (театр в структуре Пушкинского центра). Из Перми приехал кукольный театр «Туки-Луки», прислал видеозапись спектакля Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» (Улан-Удэ). Афиша предстала целостной, в ней содержательно пересекались темы спектаклей и образовательной программы.
Традиционная для фестиваля литературная композиция на открытой сцене в Михайловском, на этот раз показанная студентами 1 курса В. Э. Рецептера (РГИСИ), стала поэтическим прологом к программе. Фестиваль открылся на большой сцене Научно-культурного центра в Пушкиногорье «Маленькими трагедиями» Пермского театра «Туки-Луки» (коллектив существует с 2006 года, неоднократный участник и призер региональных фестивалей). Безоблачное голубое небо, пушкинская лирика днем - и драматическое крещендо вечером: «Царица грозная, Чума…». Режиссеры Ярослав Колчанов и Алексей Миронов закольцевали действие «Пиром во время чумы», его участники разыгрывали «маленькие трагедии» как бродячие сюжеты средневекового карнавала. Логика композиции не во всем убедила, но многое здесь удалось - и куклы, выполненные грубовато и изящно одновременно, и талантливая игра актеров в живом плане. Запомнились драматические монологи Вальсингама и Барона Ярослава Колчанова, Сальери Валерия Погорелова, по-старинному трогательная песня Мери Алены Ивановой, Дон Гуан Алексея Миронова, коротким выпадом деревянной шпажонки проткнувший назойливого соперника (жаль, что этот остроумно решенный эпизод был из немногих, где интересно взаимодействовали кукла и живой актер). Вторая пушкинская постановка пермяков, моноспектакль Олеси Касьяновой «Барышня-крестьянка» в режиссуре Валерия Погорелого, покорила обаянием молодой актрисы. Чистый звонкий голос, фольклорная мелодика - на нее легко отозвался пушкинский текст, которому анонимно-фольклорное авторство совсем не чуждо (ведь история «барышни-крестьянки» была рассказана Ивану Петровичу Белкину девицею К.И.Т.).
В юбилейный 220-й день рождения Пушкина состоялась лития на его могиле, здесь по традиции после напутственного слова В. Э. Рецептера выступили его студенты: Вета Росина прочла «Талисман», Тагир Вильданов - «Из Пиндемонти».
«Пушкинская школа», как и в прошлом году, задавала тон фестивалю. На большой сцене НКЦ были показаны «Капитанская дочка» и «Недоросль» в обновленном составе (год назад в труппу театра влилось второе поколение выпускников Рецептера, мастер вводит их в спектакли текущего репертуара), на малой - премьерный «Гамлет», моноспектакль Сергея Хайменова.
"Капитанская дочка" Театра "Пушкинская школа". Фото предоставлено организаторами фестиваля |
"Недоросль" Театра «Пушкинская школа». Фото предоставлено организаторами фестиваля |
Присутствие «Гамлета» на пушкинском фестивале неслучайно - влияние Шекспира на предпринятую Пушкиным драматургическую реформу общеизвестно, Рецептер же убежден и в том, что требования Пушкина к русским актерам близки знаменитому поучению Принца Датского актерам заезжей труппы. Моноспектакль Сергея Хайменова в постановке Владимира Рецептера – третий «Гамлет» в театральной судьбе мастера: первым был его собственный легендарный моноспектакль 1963 года, с которым Рецептер объездил города и веси бывшего СССР. Второй, многофигурный «Гамлет» с Денисом Волковым в главной роли, поставленный в 2010 году, до сих пор в репертуаре «Пушкинской школы». И вот теперь мастер вновь вернулся к опыту моноспектакля, поверив в своего талантливого ученика. Сыграть шекспировскую трагедию в одиночку – сложнейшая задача, но ее персонажи у Хайменова – воплощенные точными штрихами живые лица. Принц Хайменова молод (актеру 23 года), его ранят и ожесточают предательства, он совершает непоправимые ошибки, но вопреки формуле «я должен быть жестоким, чтобы быть добрым» растет его способность прощать и бесстрашие перед собственной участью – свойство благородных натур.
Мажорную пушкинскую тональность на фестивале поддержал спектакль Бурятского театра кукол «Ульгэр» «Руслан и Людмила» в постановке петербургского режиссера Яны Туминой. Жаль, что телеверсия не смогла передать во всей полноте богатую сценическую палитру спектакля, сочетающего разные кукольные технологии и игру актеров в живом плане – все это с юмором и высоким профессиональным мастерством.
«Левша» Санкт-Петербургского Городского театра по мотивам повести Н. С. Лескова (режиссер Наташа Слащева) оказался приближен к современности, но монтажная композиция, в которой век XIX и XX-ый взамопроникают друг в друга (здесь рядом с Лесковым - Платонов, Шукшин, Венедикт Ерофеев, Саша Соколов) выглядела перегруженной. В попытке найти некие общие коды национального самосознания сквозь разные эпохи русской истории было немало талантливых импровизаций, и остроумных, и лирических, от: «Мы, русские, со своим значением никуда не годимся» (приватная у Лескова реплика государя Александра Павловича иронически приобрела узнаваемую сегодняшнюю интонацию) - до внезапного счастья: «Мы – русские!» (и как аргумент счастью – россыпь имен русских гениев, где венец всему – Пушкин, конечно, его бессмертные строчки). Но в целом молодому режиссеру и актерам не хватило историко-культурной интуиции, мешала излишне прямолинейная концептуальность и шаржевость отдельных сцен.
Владимир Рецептер с актером ТЮЗа им. Брянцева. Фото предоставлено организаторами фестиваля |
Студенты Российского государственного института сценических искусств читают стихи Пушкина в Михайловском. Курс В. Э. Рецептера. Фото предоставлено организаторами фестиваля |
Пушкинские горы - Санкт-Петербург
комментарии(0)