Сидя в кресле на авансцене, Шанель заглядывает в будущее. Фото © Продюсерская компания MuzArts
В программу Светланы Захаровой MODANSE вошли два одноактных балета. Первый – «Как дыхание» Мауро Бигонцетти – адаптация для труппы Большого театра работы этого итальянского хореографа, впервые показанной в 2017 году на сцене Ла Скала. Во втором отделении зрители увидели мировую премьеру – «Gabrielle Chanel» хореографа Юрия Посохова.
Балет «Как дыхание» – это 15 исполнителей и 45 минут чистого, бессюжетного танца на музыку Генделя. Среди хореографов Бигонцетти далеко не первым обращается к эпохе барокко. И в том, что барочная музыка навевает нашему современнику образы скорее маньеристские (с перекрученными, точно у фигляров Калло, торсами), он тоже не оригинален. Но из ряда многих, включая и его собственные сочинения, этот спектакль выделяют крепкая структура, режиссерски просчитанная композиция, которые, однако, не тяготеют над исполнителями. Наоборот, волею хореографа-режиссера (и с ним художника по костюмам Хелены Медейрос, придумавшей для танцовщиц редуцированные фижмы в авангардистском духе) артисты получили возможность отыскать в себе новые краски, проявиться в несхожих амплуа. И если органичность Дениса Савина или Вячеслава Лопатина в разных темпераментах неожиданностью не стала, то виновница торжества раскрылась с новой стороны.
Обладательница совершенных балетных линий, с холодноватым достоинством исполняющая партии классических героинь, прима обернулась характерной танцовщицей, точно уловившей гротеск в настроении и форме.
В отличие от абстрактного танца Бигонцетти сюжетная «Gabrielle Chanel» за привычные рамки Захарову не вывела.
Балет о «великой мадемуазель» создали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов (авторы нашумевшего «Нуреева») и режиссер (он же автор либретто) Алексей Франдетти. Рассказывая об уникальной личности, они избрали путь, проторенный давно и порядком исхоженный. Сидя в кресле на авансцене, героиня заглядывает в прошлое. В памяти воскресает череда эпизодов из ее жизни. Юность в провинциальном кафешантане, Этьен Бальсан, ипподром. Любовь, Артур Кейпел (Бой), расставание, роковая автокатастрофа. «Русские сезоны», Дягилев, Лифарь. Дом моды, «Шанель № 5», дефиле. Каждый эпизод сопровождается расчлененными видеопроекциями (видеохудожник – Илья Старилов) на заднике и разнокалиберных, свисающих с колосников щитах-экранах. Пролог и эпилог – парижская квартира Шанель. Ипподром – скачки. Война – сонм бомбардировщиков и марширующие по Парижу немецкие войска. Гибель Боя – гонка по горному серпантину. Дефиле – модели на подиуме. «Русские сезоны» – портреты Дягилева, Лифаря. Понять, например, почему в это время по сцене гуляют люди в стильных купальных костюмах и шапочках, могут только те, кто когда-нибудь видел «Голубой экспресс» Брониславы Нижинской и знает, что костюмы для легендарного спектакля создала именно Шанель.
В качестве связок между эпизодами выбраны эффектные, большей частью хорошо известные цитаты самой Коко. Иногда такой выбор невольно подставляет авторов. Вот звучит цитата о том, что нужно постоянно меняться. Однако в образе героини за 60 минут действия не меняется ничего. Если, конечно, не считать костюмов. Фасоны от Chanel очень идут Светлане Захаровой. Но, кроме них, ничто не выдает в ее персонаже Габриэль Шанель. Ни смелости новизны. Ни парадоксальности мышления. Ни «запаха женщины» (тоже, между прочим, ее определение).
Сценограф Мария Трегубова решила постановку в строгой черно-белой гамме. Тоже банальность. Но здесь скорее уместная. Чего не скажешь о передаваемых из рук в руки, как кирпичи на стройке, громадных бутафорских флаконах «№ 5».
А вот партнеры у Светланы Захаровой в этой постановке первоклассные. Михаил Лобухин (Этьен Бальсан), Якопо Тисси (Артур Кейпел), Вячеслав Лопатин (Серж Лифарь/Аполлон/Гольфист), Денис Савин (Парфюмер) и другие на совесть отыгрывают не самую выразительную хореографию.
комментарии(0)