Маурицио Поллини и Риккардо Мути покорили гостей фестиваля. Фото с сайта www.riccardomuti.com
Фестиваль искусств в Равенне открылся грандиозным концертом: историческим выступлением легендарного пианиста Маурицио Поллини и маэстро Риккардо Мути, исполнившими два фортепианных концерта Моцарта вместе с Молодежным оркестром Луиджи Керубини – любимым детищем Мути.
Летом Италия пестрит фестивалями – оперными и эстрадными, малыми и большими. Фестиваль в Равенне – очень большой и «калорийный». Его полуторамесячная программа включает и музыку, и театр, и живопись, и альтернативное искусство. В Равенне очень тихо, размеренно и спокойно. Главная красота итальянцев здесь – внутри, как хранится за толстыми стенами древних храмов знаменитая на весь мир мозаика. Италия здесь есть во всей своей красе – и она как будто задрапирована: время здесь словно приостановилось взять дыхание в этой паузе перед свершением вновь чего-то великого. В Равенне очень любят вспоминать о том, что этот город неоднократно становился столицей, и вас не покидает ощущение, будто ее жители живут в ожидании, что она снова ею когда-нибудь станет. С другой стороны, интеллектуалы Равенны как будто очень рады, что там хорошо и без функций столичности. Здесь многое напоминает о Венеции. Неподалеку от Равенны существует колония розовых фламинго, намекающих своим присутствием о том, что здесь – рай на земле. Фестиваль в Равенне, продолжающийся до середины июля, главный самый большой летний фестиваль, устроен не только как развлекательный, но и как мощный образовательный проект, в котором каждое событие создано так, что связывает публику с прошлым, настоящим и будущим. Его девиз в этом году – строка из «Божественной комедии» Данте «…per l’alto mare aperto» («…на высоком и открытом море»).
Этот фестиваль собирает публику со всего мира, но нужен как воздух прежде всего самим равенцам. Невозможно забыть, в какой тишине и с каким вниманием слушала публика концерт «Приношение Стравинскому» в рамках внутрифестивального проекта «Хармограф». На протяжении часа в бывшей монастырской трапезной, сегодня принадлежащей Национальной библиотеке, перкуссионист Маттео Скайоли творил свою индивидуалистскую мистическую ударно-электронную мессу, задействуя граммофоны, виниловые диски, магнитофонные ленты, электроакустическую аппаратуру, действуя как диджей, чтобы в финале прийти к цитатам из знаменитого «Петрушки» как к вершине Эвереста. Все это время свет менялся, направляя свои лучи на сохранившиеся фрески последователя Джотто ди Бондоне, выстраивая поразительные параллели для ассоциаций и раздумий на темы причудливой связи времен. Мировой премьерой Равеннского фестиваля стала камерная опера, посвященная нескольким дням из жизни знаменитой монахини Хильдегарды Бингенской, оставившей богатое наследие в виде религиозно-философских трактатов, трудов по естествознанию и медицины, композиторских опусов. Автором идеи выступила флейтистка Федерика Лотти, которую поддержал музыкальный критик Гвидо Барбьери, выступивший автором текста, а музыку написал Франческо Мария Парадизо. Переписку Хильдегарды читала Эмануэла Фаралья, а сопрано Памела Луччарини являла музыкальные отражения переживаний героини, поддерживаемые электроакустическими эффектами Массимо Марки.
Уникальность этого проекта заключалась в том, что попасть на него можно было в часы вечерни всего за 1 евро в базилику Сан-Витале. Фестиваль Равенны гордится тем, что его самым и любимым постоянным участником является сам маэстро Риккардо Мути. Его супруга – Кристина Маццавиллани Мути – стояла у истоков фестиваля и сегодня занимает пост его президента. Маэстро Мути открывал Тридцатый фестиваль большим концертом во Дворце Мауро Де Андре, рассчитанном на 2 тыс. зрителей. Программа концерта открытия музыкально поддержала фестивальный девиз увертюрой Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание». Молодежный оркестр Луиджи Керубини изумлял отнюдь не молодежной зрелостью звучания, идеальной слитностью голосов и тембров. Зал неистовствовал, когда на сцену вышел легендарный 77-летний Маурицио Поллини, исполнивший два концерта Моцарта – 14-й ми-бемоль мажорный и 21-й ре-минорный, где явил два полюса философии жизни: ее полной радужных надежд начала и осознания трагизма бытия в ожидании ее неизбежного заката. В интерпретации знаменитого «Болеро» Равеля Мути вместе со своим любимым молодежным оркестровым детищем ставили акценты не на натиске неукротимой фатальной силы, а напротив – на радости от возможности бесконечного повторения этого немного брутального, но витального танца жизни.
Равенна–Санкт-Петербург
комментарии(0)