Сцена из спектакля «Принцесса Тур’андот». Солистка Елизавета Корнеева. Фото Александра Самородова
«RE:Форма танца» - не просто первый в Воронеже и регионе полномасштабный фестиваль современной хореографии. Он стал заметным событием в рамках празднования Года театра в России.
В репертуарной политике Воронежского театра оперы и балета легко проследить новые тенденции. С одной стороны, главный балетмейстер Александр Литягин, считая основой основ классику, стремится укрепить и пополнить репертуар балетами наследия. Громкими премьерами двух последних сезонов стали «Корсар» (номинант «Золотой маски»-2019) и «Спящая красавица» в постановке лидера отечественной балетной реконструкции Юрия Бурлаки. С другой стороны, в театре прекрасно понимают, что самое страшное для коллектива – застой. Трепетное отношение к классическому наследию – не шоры, не помеха, а, наоборот, крепкий плацдарм для дальнейшего развития. Залог развития – расширение кругозора и творческого диапазона. Для этого Литягин и инициировал амбициозный проект. Не будучи, однако, сторонником радикальных революционных акций, он задумал постепенное, пошаговое реформирование восприятия, отношения к постклассическому танцу и в молодой труппе, и в публике. Пригласил в столицу Черноземья известных российских хореографов, работающих в различных стилях и направлениях – от неоклассики до contemporary dance. Каждый из них создавал оригинальную постановку (сюжетную или бессюжетную), специально рассчитанную на воронежскую балетную труппу. После интенсивной подготовительной работы (репертуарные спектакли и репетиции в это время никто не отменял) за шесть фестивальных дней зрителям представили восемь одноактных премьер, которые войдут в постоянную афишу театра в предстоящем сезоне.
Предваряла собственно фестивальную программу специальный гость открытия фестиваля Ольга Лабовкина (Минск). В Воронеж она привезла постановку «Воздух», с которой в 2017 году стала лауреатом конкурса молодых хореографов международного фестиваля Context. Diana Vishneva. «Воздух» – танцевальная миниатюра, поставленная на трио исполнителей (Александр Филиппов, Ольга Лабовкина, Иван Сачков).
Мария Яшникова (российская финалистка Образовательной программы Британской танцевальной компании Уэйна МакГрегора при содействии международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva), размышляя о природе счастья, показала пластическую зарисовку «Его глазами» (музыка: Филип Гласс, Гидон Кремер, Son Lux).
Дважды лауреата «Золотой маски» Екатерину Кислову занимало воплощение экзотичности женской сути, её глубины и сакральности. Разгадать ее хореограф попыталась в причудливом действе «Принцесса Тур’андот» на музыку Джакомо Пуччини, где разные ипостаси женской природы воплотили меццо-сопрано Юлия Проняева и солистка балета Елизавета Корнеева.
Обладатель множества премий, участник крупных телевизионных танцевальных проектов Павел Глухов предложил свою интерпретацию культовой музыки в балете «Чайковский. Времена года». Превосходный классический танцовщик, премьер Мариинского, а затем Большого театров Андрей Меркурьев вместе с воронежскими коллегами вышел на сцену в качестве исполнителя и пианиста в своем сочинении «И ангелы плачут» (музыка Эцио Боссо).
«Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье», - сентенция Льва Толстого побудила Александра Литягина на создание пластической фантазии «Как без рук». На премьере присутствовал автор музыки Ефрем Подгайц.
В завершение фестиваля свой триптих показал московский творческий дуэт. Константин Матулевский поставил балет «Aheym» (музыка: Брайс Десснер & Kronos Quartet), Софья Гайдукова - «Арлекинаду. New» на музыку Алексея Айги, а вместе они размышляли над архетипом женщины в одноактовке «Anima» на музыку Филипа Гласса.
В проекте задействована почти вся балетная труппа. Хотя освоить сразу новую, зачастую в буквальном смысле впервые опробуемую лексику сложно, энтузиазм и потенциал артистов очевидны. Подтвердили привычные амплуа в одних постановках и неожиданно раскрылись в других солисты и любимцы воронежской публики Марта Луцко, Елизавета Корнеева, Екатерина Любых, Диана Егорова, Юлия Непомнящая, Михаил Ветров, Иван Негробов, Максим Данилов, Дмитрий Трухачёв.
Поскольку одна из ведущих задач фестиваля – просветительская, «RE:Форма танца» включала насыщенную образовательную программу: паблик-ток и лекции теоретиков и практиков в фойе театра и конференц-зале Домжура для представителей местных СМИ, будущих журналистов – учащихся воронежских вузов и для всех желающих узнать об истоках и направлениях мирового и российского современного танца; мастер-классы приглашенных хореографов в Воронежском хореографическом училище.
К новому привыкаешь не сразу, нередко принимаешь в штыки. Однако, проникнувшись, либо отвергнув, но осознанно, становишься богаче. Судьба современного танца в новейшей российской истории – яркое тому доказательство. Его ассимиляции и развитию с конца прошлого века и поныне способствует ширящееся фестивальное движение. Благодаря этому движению в лидеры вышли не только Москва и Петербург, но и, к примеру, Урал. Пора передовому отряду прирастать новыми регионами. Возможно, благодаря воронежскому фестивалю со временем в лидеры выйдет и Черноземье. Во всяком случае, «RE:Форму танца» обещают сделать ежегодной.
Воронеж - Москва
комментарии(0)