На выставке около полусотни предметов из частных собраний, дополненных экспонатами из Музея Востока. Фото © Музей Востока
Российская научно-исследовательская экспедиция Института востоковедения РАН работает в Республике Мали с 2015-го, и два последних года в ней участвуют сотрудники Музея Востока. Открывшаяся в музее выставка – итог поездки 2019 года. Всего в залах около полусотни предметов из частных собраний, дополненных несколькими экспонатами из Музея Востока.
Культура догонов, одного из народов Тропической Африки, в Европе стала известна благодаря вышедшей в 1948 году книге французского этнографа Марселя Гриоля «Бог воды. Беседы с Оготеммели». И из-за этой же книги представления о догонах вышли, как отмечают в Музее Востока, несколько мифологизированными: «Догоны представлены как обладатели сакральных знаний о небесных светилах на основе бесед этнографа с единственным информантом, знавшим французский язык, по имени Оготеммели. В дальнейшем собранные Марселем Гриолем сведения не подвергались критическому анализу, и представления об эзотерическом характере культуры догонов прочно вошли в массовое сознание».
Куратор открывшейся на днях выставки Дарья Ванюкова рассказала «НГ», что фонд искусства стран Тропической Африки в Музее Востока один из самых небольших, согласно учетной документации, он составляет около 1200 единиц хранения: «Начало его фактического существования было положено в 1926 году, когда из коллекции Сергея Ивановича Щукина, известного московского коллекционера, поступил первый предмет африканского искусства: кинжал в ножнах, Занзибар, XIX век». Кинжал был передан в Музей Востока в числе 26 предметов восточного происхождения из I (Щукинского) отделения Государственного музея нового западного искусства. Сейчас в собрании Музея Востока представлены предметы практически из всех ведущих историко-культурных центров Африканского континента. Напомним, музей участвует в одной из самых ожидаемых московских выставок этого года – «Щукин. Биография коллекции», которая откроется в Пушкинском музее 18 июня.
В двух небольших залах показывают фигурки-«фетиши» (в музее настаивают на кавычках, поясняя это тем, что значение применяемого догонами слова «boli» гораздо шире привычного фетиша), ритуальные маски, оружие. И, например, подголовники: попутно рассказано, как у народа теллем, жившего на нагорье Бандиагара, куда позже пришли догоны, эти самые подголовники служили для погребений, у догонов же со временем функция предметов изменилась. Они используются просто как маленькие скамейки.
Традиционное искусство – вещи, выразительные в своей лаконичной экспрессии, которая, на не вооруженный научным знанием взгляд, не сильно изменилась (хотя об эволюции здесь тоже пишут в комментариях) сегодня по сравнению с тем, что было пятьсот, а то и тысячу лет назад. Некоторые предметы на выставке датируются X–XVI столетиями, другие – 2010-ми годами и даже январем 2019-го. Гордость исследователей – один из подголовников народа теллем середины XV – начала XVI века (частное собрание): тут данные радиоуглеродного анализа подтвердили то, о чем свидетельствовала устная традиция – теллем жили на нагорье Бандиагара в X–XVI столетиях. Но главное, «это первый в России предмет искусства теллем, имеющий надежную датировку», отмечают в музее. А неподалеку стоит маленькая фигурка всадника, датируемая началом XX века, которая была найдена на дороге возле одной деревни. О ней говорится, что жители этой деревни опознать руку конкретного кузнеца не смогли и в итоге «сошлись на том, что эта скульптура довольно старая».
Эстетику африканского искусства Европа открыла на рубеже XIX–XX веков, этим искусством вдохновлялись и коллекционировали модернисты – все это хорошо известно, и представление традиционного искусства рядом, к примеру, с работами Пикассо – давно привычный выставочный ход. На нынешней выставке, к слову, есть фигурка воина, глядя на которого вспоминаешь пикассовского Дон Кихота – аналогия в данном случае очень вольная, поскольку эта скульптурка сделана всего-то года четыре назад, но, с другой стороны, и она вписывается в какой-то типологический ряд. Однако сейчас речь как раз о другом – показать ту культуру не в сравнении, а в «самости», одновременно дав почувствовать совсем иное ощущение времени, в котором традиции хранятся веками и буквально передаются из рук в руки и из уст в уста, что и помогает сегодня ученым. В мире привычны и музейные отделы, посвященные традиционному искусству, и целые музеи, как, скажем, парижский Музей на набережной Бранли. Традиционному искусству уделяют внимание и мировые арт-ярмарки. Кстати, в самой Африке отношение к материальной культуре и арт-рынку меняется: если прежде, к примеру, семейные «фетиши» уничтожались после смерти человека, то сейчас их ценят и как хранящие историю предметы, и как товар для коллекционеров.
В Москве же есть планы создать свой Музей африканского искусства: на вернисаже был председатель Комиссии по этнокультурному развитию Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Александр Бердников. Он обращался с этой идеей в правительство, и инициатива, как рассказали «НГ», была поддержана департаментом Африки МИД.
комментарии(0)