0
1659
Газета Культура Интернет-версия

23.05.2019 20:32:00

В Москве в 27-й раз вручили приз Benois de la danse

Церемония состоялась на Исторической сцене Большого театра

Тэги: приз, танец, benois de la danse


Нарастающую год от года пафосность мероприятия то и дело снижали технические и организационные накладки: ломалось видео, не работал микрофон, сбивались ведущие. Несколько раз «вручанты», растерянно помявшись, вынуждены были уйти со сцены, не солоно хлебавши. Так, автор призовой статуэтки, французский скульптор Игорь Устинов (сын всемирно знаменитого актера сэра Питера Устинова и представитель прославленного семейства Бенуа) так и не дождался художника Джона Макферлейна, награжденного за сценографию «Лебединого озера» в Королевском балете Великобритании. Не приехал в Москву и Вадим Мунтагиров, удостоенный Benois-2019 за партию Зигфрида в том же лондонском «Лебедином озере». В третий раз не нашла времени для получения приза (аж за 2017 год) хореограф-новатор из Канады Кристал Пайт.

В номинации «Танцовщицы» премию разделили Эшли Баудер (Сванильда - «Коппелия», Лео Делиб/Джордж Баланчин. New York City Ballet) и Элиза Каррильо Кабрера (Джульетта - «Ромео и Джульетта», Сергей Прокофьев/Начо Дуато. Берлинский государственный балет), в номинации «Хореографы» - Фредрик Бенке Ридман («Дуэт с индустриальным роботом», музыка - Йохан Лилге Дал, Карл Йохан Расмуссон. Стокгольмский городской театр) и Кристиан Шпук («Зимний путь», музыка - Ханс Цендер, Франц Шуберт. Цюрихский балет). Что до двух претендентов в композиторской номинации, то жюри, очевидно, решило, что оба хуже. Приз не получили ни Мэттью Пирс («Волшебник страны Оз», хореограф Септим Вебр. Балет Канзас-сити), ни Кэйт Уитли («Пламя», хореограф Хуанхо Аркес. Бирмингемский Королевский балет).

В пятый раз в рамках Benois de la danse вручили российско-итальянский приз «Бенуа-Мясин». В этом году награждена прима Гамбургского балета Анна Лаудере.

Не смог приехать в Москву и удостоенный приза «За жизнь в искусстве» Иржи Килиан. Легендарный хореограф боится самолетов, но работает в свои семьдесят два все еще много, так что для путешествия на автомобиле времени нет. Маэстро прислал извинительное видео со словами признательности и неподражаемым шутливым соло, которое стало самым ярким эпизодом большого вечера. Ни один из номеров, составивших два отделения традиционного гала номинантов и лауреатов, не мог идти ни в какое сравнение с танцем прославленного ветерана.

Возможно, для открытия гала просто выбрали не самый выигрышный фрагмент из балета «Волшебник страны Оз». Во всяком случае, увиденное и услышанное не дают ни одного повода для номинации хореографа Септима Вебра и композитора Мэттью Пирса на «балетный “Оскар”», как повелось с легкой (или не очень) руки устроителей называть Benois de la danse.

Из нынешних луареатов живьем публика увидела лишь обеих исполнительниц. Элиза Каррильо Кабрера технически и эмоционально корректно представила принесшую ей победу партию Джульетты. В сцене на балконе ее Ромео стал Иван Зайцев, солист Михайловского театра (именно здесь в бытность Начо Дуато резидентом питерской труппы состоялась премьера этого не самого характерного для испанца и далеко не лучшего из его балетов). Поистине удивила Эшли Баудер в партии Сванильды из «Коппелии» Петипа-Баланчина-Даниловой. Вернее, поразило жюри, не нашедшее более достойной среди пяти претенденток, оставшихся в номинантках. Очень далекая от баланчинского идеала танцовщицы по фактуре, не говоря уже о технике и манере, эта представительница New York City Ballet оказывает именитой труппе медвежью услугу.

Соседи в концертной программе, хореографы-победители предстали антиподами. Фрагмент из «Зимнего пути» показал квази-эстет Кристиан Шпук (любители балета могли составить представление о его творчестве по «Анне Карениной» в МАМТе). Трио отлично исполнили Елена Востротина, Коэн Итчисон-Дюга и Доминик Славковски. Но в памяти оно – за общим выражением хореографического лица – не остается. Другое дело – эксцентрик Фредрик Бенке Ридман. Его «Дуэт с индустриальным роботом» в Москву, к сожалению, не привезли. Очень уж робот тяжел. Хотя по видео этого не скажешь – так легок, органичен и изобретателен пластический диалог артиста и конструкции. В смысле изобретательности примечателен и вошедний в программу гала эпизод «Процедура» из балета «Щелкунчик. Перезагрузка». Солисты компании House of Shapes Эллен Линдблад (Мари) и Даниэл Койвунен (Дроссельмейер) с блеском продемонстрировали, как почти нечеловеческая выворотность и прочая технико-технологическая телесная атрибутика становятся средствами художественной выразительности и образности, с юмором заставляя всерьез задуматься о том, что такое перезагрузка сознания, развитие души, эмоциональное взросление.

Наряду с изрядно надоевшими за столько лет беспардонной эксплуатации в каждом гала дуэтами из «Дамы с камелиями» Джона Ноймайера или шаблонно венчающим торжество па-де-де из «Дон Кихота» зрители увидели и кое-что новое. И если миниатюра «Другой ты» в исполнении солистов компании Хаббард Стрит Дэнс Чикаго Майкла Гросса и Эндрю Мёрдока под «Лунную сонату» Бетховена выдает в лауреате Benois-2017 хореографе Кристал Пайт автора с кафкианским сознанием и самобытной манерой, то знакомство с номинантом из кубинской компании «Мальпасо» Абелем Рохо принесло разочарование. Название поставленной им для себя миниатюры «Моя сцена всегда со мной» (на музыку «Гносьенны» Эрика Сати) обещало, кажется, иллюстрацию к истине, что настоящему артисту для воздействия на зрителя не обязательны декорации, костюмы, реквизит и прочая мишура. Расстелит коврик – и зритель увидит волшебные миры. Роль коврика в постановке Рохо выполняли четыре квадратные плитки. Однако, выкладывая из них различные фигуры и стараясь не оступиться, он показал лишь довольно примитивный эквилибр.

Нет смысла перечислять всех, кто «порадовал» в этот вечер публику посредственным исполнением или незамысловатой хореографией. Чего-чего не отыщется сегодня и всегда в мире танца. Жаль только, что кто-то в зале и впрямь может поверить: Benois de la danse отыскивает и награждает лучших из лучших.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

В прозрачной тунике и босиком. От первого па до смертельного фуэте Айседоры Дункан

Геннадий Гутман

0
5295
"Кипящая" патология

"Кипящая" патология

Владимир Яшин

Избавиться от экземы очень сложно, но она не передается от человека к человеку

0
5647
Трудное решение Эдуарда Эррио

Трудное решение Эдуарда Эррио

Петр Черкасов

100 лет назад Франция официально признала СССР

0
13912
"Миллион призов" стимулирует и голосовать, и делать добрые дела

"Миллион призов" стимулирует и голосовать, и делать добрые дела

Татьяна Астафьева

Москвичи высоко оценивают традиционную программу, привлекающую внимание к выборам

0
6104

Другие новости