Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
В Анталье прошел Турецко-русский фестиваль классической музыки – три вечера популярная классика от Вивальди до Пьяццоллы звучала в античном амфитеатре города Сиде. Первичным стимулом для его проведения стал перекрестный год культуры и туризма России и Турции, но организаторы надеются, что он будет продолжать жить вне зависимости от официальных поводов. Художественным руководителем международного форума стал российский скрипач и дирижер Владимир Спиваков, чье имя хорошо знают и любят в Турции, а главным участником – его камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Помимо самого маэстро, выступившего как дирижер и солист, хэдлайнерами фестиваля стали солистка Большого театра Анна Аглатова и выдающийся турецкий пианист и композитор Фазыл Сай.
Сиде – жемчужина Анталийского побережья, процветающего туристического региона, известного своими курортами и памятниками древности. Но классикой туристов тут не балуют: римский амфитеатр с 2000-летней историей и уникальной акустикой, где раньше проходили гладиаторские бои, открыт для посещения как музей, а концертным залом он становится 1-2 раза в год по особым случаям – таковыми тут считаются оперные или симфонические программы с участием звезд. Семья Барут, много внимания уделяющая культурным и социальным проектам (в частности, они помогали в реставрации амфитеатра), стала главным организатором фестиваля. Он рассчитан далеко не только на туристов: провести вечер во впечатляющей атмосфере амфитеатра под звездами (концерты начинались в 21.15), услышать известных музыкантов из Москвы и Фазыла Сая приезжали со всей страны. Когда-то амфитеатр вмещал до 15000 человек, сейчас центральная зрительская зона рассчитана на 2000-2500 мест – и, несмотря на перенос концерта-открытия из-за дождя с 7 на 8 мая, все они были заняты.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля |
В первой программе, помимо композиторов, объединились и солисты двух стран. Ведущая солистка Большого театра России Анна Аглатова (сопрано) вместе с маэстро выбрала для своего выступления пять ярких популярных арий классического репертуара – Россини, Ардити, Легар, Пуленк, Делиб; она призналась, что в первую очередь они со Спиваковым думали о том, чтобы концерт-открытие стал по-настоящему праздничным и дополнял красотой музыки завораживающую красоту амфитеатра. Это им, вне всякого сомнения, удалось: со второго выхода темпераментную российскую певицу принимали как родную. Но самых щедрых оваций в этот вечер удостоился Фазыл Сай – любимец местной публики и самый известный в мире турецкий классический музыкант. Уже сам момент выкатывания рояля на авансцену встретили шумно – в предвкушении выступления своего кумира публика не сдерживала эмоций. Но уже через минуту, искупав пианиста в волнах аплодисментов, слушатели внимали звукам Фортепианного концерта №12 Моцарта, затаив дыхание. Моцарт один из главных композиторов в жизни Сая, который часто выступает в Зальцбурге и записал все фортепианные сонаты и концерты австрийского гения. Его интерпретации всегда отличаются искренностью и непосредственностью, что не может не привлекать публику. Без биса Фазыла не отпустили, и он исполнил собственную пьесу «BlackEarth», где в своем фирменном стиле сочетает национальные мотивы, академические традиции и джаз.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля |
На заключительный концерт фестиваля Спиваков привез еще одного своего постоянного партнера по сцене – молодого аккордеониста Никиту Власова. Ему выпала честь закрывать программу «Пьяццолла-гала» тремя знаменитыми танго аргентинского композитора. Остальная же часть вечера превратилась в бенефис солистов оркестра: играли знаменитые циклы «Времена года в Буэнос-Айресе» и «История танго», и в каждой части солировал новый виртуоз. На бис прозвучала пьеса-шутка Лероя Андерсона для пишущей машинки и оркестра. Как оказалось– не случайно: «напечатанный» текст оказался заключительным словом маэстро Спивакова. Он обратился к аудитории по-турецки: «Нам было очень приятно быть с вами в течение этих трех дней. Мы еще долго будем хранить эти воспоминания в своих сердцах!»
Зрители, чьи глаза каждый вечер горели почти детским восторгом, тоже будут долго хранить в памяти впечатления от фестиваля и надеяться на продолжение. А оно должно быть: пока счастливчики, посетившие концерты, пересматривают снятое на смартфоны видео, организаторы уже обсуждают планы на будущее.
Сиде - Москва
комментарии(0)