Kunsthalle nummer sieben – придуманное группой «Север-7» и Татьяной Черномордовой независимое выставочное пространство. Фото автора
В Гостином дворе 18–19 мая прошла новая ярмарка современного, преимущественно российского, искусства Da!Moscow. Арт-шоу, как организаторы определяют формат мероприятия, придумано Владимиром Овчаренко, основателем одной из старейших московских галерей «Риджина» (ныне – галерея Ovcharenko) и создателем аукциона современного искусства VLADEY. Готовили они проект с женой Анной Гвасалия-Овчаренко, и в одном из интервью Овчаренко пояснил, что просто не жалует слово «ярмарка». В отличие от учрежденной Маргаритой Пушкиной и проходящей уже несколько лет ярмарки Cosmoscow, в Da!Moscow нет иностранных галерей (кроме Aspan Gallery из Казахстана), и вообще участников меньше – 28. Но, кажется, и задача у новой ярмарки другая – показать прежде всего задорную сторону современного искусства.
При небольшом количестве участников в Гостином дворе на Da!Moscow много – много больше, чем привычно на ярмарках, – воздуха. Кому-то это не понравилось. Но возможно, это и неплохо, притом что это мероприятие все-таки широкого профиля, рассчитанное не только на деловой формат покупок (впрочем, девиз у Da!Moscow – «Искусство покупать!»), но и на то, чтобы просто поглазеть, «чего дают». Посетителя не пугают уходящие вдаль ряды галерейных стендов. Есть дискуссионная программа, но кроме нее зрителя завлекают перформансами (от веселой и безбашенной группы «ЕлиКука», например) и «арт-баттлами», когда здесь и сейчас художники разных творческих позиций создают новые работы.
Помимо них на арт-шоу есть два кураторских проекта Владимира Овчаренко. На «Аллее звезд», устроенной из половины главного ярмарочного «проспекта», кроме работ российских художников разных поколений – Илья Кабаков с «Альбомом для раскрашивания», Александр Бродский с объектом из серии «Окна», Дмитрий Гутов с картинками-текстами (есть, к примеру, такая: «Когда пустой холст пялится на тебя как идиот, малюй хоть что-нибудь»), Валерий Чтак с тиражной работой «Я не знаю, – я из Москвы», продававшейся, как сказали «НГ» в пресс-службе, за 50 тыс. руб. Еще сюда были точечно вкраплены произведения известных мировых авторов вроде Эрвина Вурма или парижской группы Claire Fontaine с неоновой надписью «Разрушение молодит». Одной из самых запоминающихся инсталляций оказался «проект независимого выставочного пространства Kunsthalle nummer sieben». Петербургская группа «Север-7» вместе с художницей Татьяной Черномордовой придумали площадку для художников, «не поддерживаемых консервативными институциями». В центре нее – сколоченный из досок Нестором Энгельке павильон-собор, заполненный разными объектами.
Аллея эта упиралась в знаменитую мозаику Константина Звездочетова «Артисты метростроевцам», в стиле монументального декора московской подземки и в духе пересмешника Звездочетова прославлявшую гайдаевских Труса, Балбеса и Бывалого. Здесь открывалась секция «Золотой фонд» – эдакая «под ключ» собранная коллекция современного искусства, продававшаяся только целиком: инсталляция Ильи Кабакова «На коммунальной кухне» 1991 года, инсталляция Владимира Янкилевского «Люди в ящиках» 1990-го, работы Виталия Комара и Александра Меламида, Павла Пепперштейна и других классиков современности. На вопрос «НГ» о ценах работ в этом разделе пресс-служба проекта, к сожалению, так и не ответила.
Билеты на Da!Moscow оказались недешевы – 2019 руб. на один либо 3719 руб. на оба дня. Художники и произведения – преимущественно хорошо знакомые, виденные на разных московских выставках от дайджеста «Борщ и шампанское» (2016), представлявшего коллекцию Овчаренко в Московском музее современного искусства, до совсем недавней выставки Ани Желудь «Анти-люстра» в галерее «11.12». Сейчас работы Желудь из гнутого железа в галерее стоят от 2 тыс. до 6 тыс. евро. Галерея JART в преддверии открытия в своем пространстве выставки Александра Меламида I'm God в Гостином дворе продавала свежеиспеченные полотна из серии «Русская версия абстрактного экспрессионизма – 3» по ценам в интервале от 22тыс. до 50 тыс. долл. Рядом с холстами крутили видео, где один из основателей соц-арта топтался на разложенных на полу холстах, помогая себе разнообразить фактуру полотен веником и словно передавая смешливый привет абстрактному экспрессионисту Джексону Поллоку – «разбрызгивателю». Но это еще не все - Меламид оставил на картинах послания симпатическими чернилами. Такую, например: "Бери, потом дороже будет". Галерея «Е.К. АртБюро» выступила, в частности, с произведениями концептуалиста Андрея Филиппова – они стоят от 12 тыс. до 45 тыс. евро (фотографии отдавали за 45 тыс. руб.). Одной из самых старых работ на ярмарке была живописная «Композиция» Сержа Шаршуна конца 1920-х годов на стенде галереи Heritage.
В первом выпуске Da!Moscow было заметно отсутствие XL Gallery. Но тут участвуют другие давно существующие галереи, как, например, «Файн Арт», собственно Ovcharenko (плюс отдельный стенд – для Vladey Space), «Крокин галерея», VP Studio, «E.К. АртБюро», петербургская галерея Marina Gisich, «Веллум» (у которой в Гостином дворе откроется на начинающейся неделе новая площадка). Были и совсем молодые – вроде галереи Fragment, «Палисандр» и «Сцена». Цены, как сказали «НГ» в пресс-службе ярмарки, от 500 евро до нескольких сотен тысяч евро – то есть в целом невысокие.
Делать какие-то выводы по первому Da!Moscow рано – надо понять, как арт-шоу будет развиваться. Другое дело, что в условиях того, что арт-рынок в России находится в плачевном состоянии, любая конкуренция в этой сфере нужна. Кроме того, Da!Moscow прошла в Гостином дворе, где устраивают Cosmoscow, где вручают премию газеты Art Newspaper Russia и куда после перехода площадей Центрального дома художника (ЦДХ) к Третьяковской галерее переезжают резиденты ЦДХ. Здесь будет проходить Антикварный салон, ярмарка non/fiction, и сам бренд ЦДХ сохранится и появится с новой программой как раз в Гостином дворе. То есть всевозможные отраслевые мероприятия, в изобилии проходящие на Ильинке, будут все-таки разбавлены культурой. Посмотрим, в какой степени.
комментарии(0)