Оксана Орачева заявила, что новая стажировка может стать поворотной точкой в карьере многих специалистов. Фото Francesca Bottazzin © Solomon R. Guggenheim Foundation 2019
В дни превью 58-й Венецианской биеннале в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции прошла дискуссия «Создавая будущее: сохранение современного искусства в цифровую эпоху». Ее модерировала замдиректора по вопросам хранения и реставрации Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке Лена Стрингари. Тогда же было объявлено об учреждении международной стипендии в сфере сохранения современного искусства.
Стипендия создана в сотрудничестве с Благотворительным фондом Владимира Потанина для русскоговорящих специалистов, рассчитана на 12–18 месяцев и стартует в январе 2020-го. Стипендиат не только поработает с коллекцией нью-йоркского Музея Гуггенхайма, но и будет участвовать в подготовке разных экспозиций. Первым художником, с наследием которого посчастливится взаимодействовать выигравшему стипендию, как ожидается, станет Василий Кандинский – Музей Гуггенхайма как раз готовит его передвижную выставку. Заявки на стипендию принимаются до 15 июня 2019 года на сайте музея. Финансироваться она будет из средств Потанина, который с 2002 года входит в попечительский совет Фонда Гуггенхайма.
Идея программы возникла после разговора директора Музея Гуггенхайма Ричарда Армстронга и Владимира Потанина о развитии музея. Для одной из главных в мире институций современного искусства сохранение такого искусства – среди приоритетных направлений деятельности. Потом Армстронг выступал в Москве на форуме «Эндаументы-2018». В итоге появилась стажировка.
Как известно, российские и американские музеи уже много лет не могут проводить выставочные обмены по причинам отнюдь не культурным, а политическим – из-за споров о библиотеке Шнеерсона. Музейные сотрудники время от времени высказывают надежды на решение этой проблемы, но пока его нет, остались человеческие связи. Собственно, «создание и поддержание связей между людьми – миссия фонда», – сказала на венецианской дискуссии гендиректор Фонда Потанина Оксана Орачева.
Есть разные примеры этих связей между музеями двух стран. К примеру, если на выставку Куинджи в Третьяковке нельзя привезти картину пейзажиста из Метрополитен-музея, то нью-йоркские коллеги предоставили ее репродукцию для каталога московской выставки (к слову, в начале 1990-х стажировку в нью-йоркском Музее Гуггенхайма проходила и нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова, не раз говорившая о важности этого опыта).
Пушкинский музей, формирующий коллекцию медиаискусства в рамках программы «Пушкинский XXI», планировал объединить усилия и с музеем искусств округа Лос-Анджелес LACMA. Как прокомментировала «НГ» завотделом кино и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Шишко, «соответствующее соглашение в процессе разработки». Прежде Шишко рассказывала «НГ» о проблеме сохранения и правильного экспонирования contemporary art – и тоже вспоминала свое сотрудничество в том числе и с Музеем Гуггенхайма. Как учредитель МедиаАртЛаба Шишко готовила конференцию по сохранению медиаискусства еще в 2000 году, тогда же знаковая конференция, на которой, в частности, обсуждалось хранение перформансов и аудиоинсталляций, прошла в Музее Гуггенхайма. А в связи с созданием коллекции медиаискусства в Пушкинском музее разработали «Регламент приема в постоянное пользование, хранения, учета и описания музейных предметов, относящихся к коллекции кино-, медиа- и цифрового искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина». На музейном сайте, где выложен документ, сообщается, что он – первый такого рода в российских музеях и что он «будет действовать в музее до момента ввода нормативно-правовых документов Минкультуры».
Вопросы сохранения современной культуры на музейном уровне так или иначе входят в дискуссионное поле и в России. Просто вопросов этих пока больше, чем ответов. В венецианской дискуссии, организованной совместно с Фондом Потанина, участвовали ведущий научный сотрудник Лаборатории национального культурного наследия при управлении по вопросам охраны культурного наследия Нидерландов Исбранд Хуммелен, завотделом современного искусства Эрмитажа и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков и директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и худрук Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова.
Модератор дискусси Лена Стрингари напомнила о сложностях, появившихся в связи с применением новых материалов в искусстве XX–XXI веков. К примеру, авангардист Ласло Мохой-Надь использовал плексиглас, минималист Дэн Флавин – флуоресцентные лампы, а тайваньская художница Шу Ли Чанг работает с цифровым искусством («Интерактивный сетевой код (HTML, Java, Javascript, сервер базы данных)», – так указана техника одной из ее работ на сайте Музея Гуггенхайма. – «НГ»). Хуммелен говорил, что цифровая эра нуждается в разработке новых и научных, и этических подходов к искусству и его хранению, сравнив нынешнюю технологическую революцию с переворотом, произведенным изобретением книгопечатания Гутенбергом. Переставляя акцент на российские реалии, Озерков и Прудникова начали с проблемы самого статуса современного искусства в стране. Его не понимают и не уважают, так что уже само объяснение contemporary art превращается в миссию. Кроме того, по словам Дмитрия Озеркова, нуждается в корректировке само определение произведения искусства для разного рода государственных инструкций – это должно быть не исключительно нечто материальное, но и, к примеру, работа digital-формата.
Венеция-Москва
комментарии(0)