Крупный форум маэстро Башмета вот уже который год на майские праздники собирает вокруг себя ведущие российские и зарубежные оркестры, музыкантов и актеров. Для Ярославля данный фестиваль давно уже стал ожидаемым праздником, благодаря которому не искушенная приездом мировых звезд публика открывает новые имена. Важно и то, что концерты проходят также в Ярославской области, в удаленных от центра городах и даже селах (Рыбинск, Тутаев, Пречистое и т.д.) – так, в этом году там выступят участники камерного ансамбля «Солисты Москвы» и оркестра «Новая Россия», к которым присоединится их маэстро и Ксения Башмет. Стоит ли говорить, какое значение имеет этот культурно-просветительский месседж для жителей регионов.
Нынешний фестиваль приготовил масштабную впечатляющую программу, где, как и прежде, акцент сделан на идее синтеза музыки и литературы. По инициативе Юрия Башмета, любителя музыкально-литературных композиций (благодаря которому этот жанр и получил новую жизнь), в дни форума прошли и пройдут целых три таких представления. Это опера «Евгений Онегин» в авторской версии Башмета и режиссуре Ильи Ильина, где музыка Чайковского в исполнении солистов Большого театра и Академии молодых певцов Мариинского театра перемежается с текстом Пушкина, который читает семейный тандем – актеры Константин Хабенский и Ольга Литвинова. В спектакле-концерте «Ван Гог. Письма к брату» их коллега Евгений Миронов раскроет историю и чувства великого художника, запечатленные на бумаге, в обрамлении музыкальных фрагментов из Грига, Брамса, Шнитке, Бодрова и других авторов. А в показе музыкально-драматической сценки «Моцарт и Сальери» по «маленькой трагедии» Пушкина примет участие актер Григорий Сиятвинда.
Для ценителей музыки барокко в Ярославле впервые – аутентичный бельгийский ансамбль Il Gardellino, названный в честь одного из инструментальных концертов Вивальди: на «вечере барокко Саксонии» прозвучали шедевры Баха и его современников Зеленки и Фаша. Французский хоровой коллектив A Filetta, знакомый многим по Сочинскому фестивалю, продемонстрировал католические песнопения острова Корсика, обработки народных песен и светскую музыку различных временных периодов. Еще одни гости этого форума – Мюнхенский камерный оркестр под управлением Клеменса Шульда – выбрали сочинения композиторов-романтиков Мендельсона, Дворжака и Элгара. Описывая программу «детища» Юрия Башмета, нельзя не упомянуть и мероприятия, идущие параллельно с концертами. В рамках Международной духовой академии состоялись мастер-классы по медным и деревянным духовым инструментам, а также по специальностям скрипка, виолончель, флейта, гобой, клавесин и вокал (академия Барокко). Помимо этого – занятия Школы молодых журналистов, конференция «Музыкальный театр сегодня. На примере сценических воплощений спектаклей Чайковского» и одноименная выставка, организованная совместно с Домом-музеем Петра Ильича в Клину.
Конечно, ни один из крупных фестивалей не может обойтись без мировых премьер. В этот раз в Ярославле их две, и обе принадлежат современным российским композиторам. На закрытии ожидается пьеса Letters and waves Армана Гущяна – как указано в буклете, «вдохновленная исполнительским искусством маэстро Башмета», а на открытии зрители в зале и следящие за прямой трансляцией гала-концерта услышали новое сочинение Алексея Сюмака – кантату «Двенадцать». Композитор попытался максимально передать атмосферу предреволюционного времени, описываемого в великой поэме Блока. Солисты Екатерина Щербаченко (сопрано) и Ярослав Абаимов (тенор, временами переходящий на фальцет) органично чередовали пение с речитацией, мелодекламацию с ритмизованным проговариванием текста, и в целом, их партии в сочетании с остинато струнных и ударных напоминали узнаваемые интонации поздних опер Прокофьева. Немного смущала чересчур театральная и пафосная подача текста, явно были лишними микрофоны, которые из-за странного звукового баланса превратились в рупоры для лозунгов, но объединенные оркестры – русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной и «Новая Россия» под управлением Башмета – ярко и эффектно отразили замысел автора, слившись в единую наступательную «машину» из звуков и тембров.
Тот же состав в день открытия представил еще одно сочинение об истории нашей страны – «Слово о полку Игореве» Александра Чайковского (в роли рассказчика выступил актер Михаил Ефремов). Картинно-повествовательная музыка с большой долей звукоподражания (к примеру, стук копыт лошадей половцев – удар рукой по корпусу инструмента) заставила вспомнить былины и наигрыши: также слух радовали удачные оркестровые находки вроде тембра флексатона или коробочки. Фортепианный концерт Грига (солист – Сунвоок Кимм, Южная Корея), «Вариации на тему Рококо» в переложении для флюгельгорна Сергея Накарякова и Виолончельный концерт Сен-Санса (солистка – Надеж Рож, Швейцария) – другие номера гала-концерта открытия – стали своего рода интермедиями между двумя масштабными опусами, растянув вечер на три с лишним часа.
В один из дней фестиваля на сцене Ярославской филармонии выступил брасс-квинтет Spanish Brass. Весь вечер обаятельные и харизматичные музыканты сыпали переложениями для двух труб, валторны, тромбона и тубы, исполнив не только музыку своей страны (Альбениса, де Фалью, Хименеза-и-Беллидо, Пикераса, Кардо), но и первое русское произведение, созданное для брасс-квинтета (композитор – Виктор Эвальд). Впрочем, «классическая» часть программы испанцев дополнилась изюминкой в виде попурри из репертуара Эдит Пиаф и латиноамериканских хитов. Небольшой по времени концерт неожиданно превратился в зажигательное шоу: трубач Калос Бенето Грау, рассказывавший о каждой пьесе, постоянно шутил и обращался к залу, его напарники призывали двигаться в такт, а в финале они и вовсе прошествовали в фойе филармонии, призывая всех купить их компакт-диски.
Ярославль - Москва
комментарии(0)