Фото с сайта brtd.su
Новый художественный руководитель Брянского драматического театра, режиссер Анатолий Слюсаренко остановил свой выбор на первой части трилогии Алексея Толстого, пьесе «Смерть Иоанна Грозного», редко ставящейся и еще реже имеющей успех на сцене в сравнении, скажем, с «Царем Федором Иоанновичем».
Драма о царе Иване является принципиально важной, содержательно значимой и для круга идей Толстого, и для самого режиссера, полагающего, что атом, исток трагического всей трилогии сосредоточен в ее первой части. Более того, для Слюсаренко обреченность властью, кажется, в большей мере сосредоточена в фигуре Ивана Грозного, нежели -- в царе Федоре или Борисе Годунове. Возможно, оттого режиссер выбрал на эту роль актера Александра Кулькина, который прежде почти не играл столь драматических характеров. Предстояло уйти от клише в понимании Грозного, столь утвердившегося благодаря картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына», неадекватного истерика, развращенного властью, болезненного в своей подозрительности деспота. И дело не в том, чтобы играя злодея, искать доброе начало ради объема образа, а в том, чтобы сыграть человека во власти, которого эта самая власть обрекает на драматизм существования.
С первой же сцены режиссер дает это понять, когда царь Иван Васильевич волочит на себе полотно, застилающее всю сцену, как бурлак на Волге. Этот пролог и есть идейный камертон к прочтению пьесы. Не злодей, не неврастеник – садист, а человек, попавший в капкан власти, который смирился с тем, что править означает уготовлять себя к отчаянному одиночеству. Нет никакой надежности вокруг: ни в соратниках, ни в семье. Текст режиссер существенно сокращает, тем более примечательно, что же Слюсаренко оставляет в спектакле. С первой сцены пьесы, в которой бояре ждут царя, решившего удалиться от власти, после пролога начинается и спектакль. Царь Иван не лицедействует, не устраивает театр для себя, чтобы потешиться над боярством. Его отказ царствовать – знак отчаянной усталости, он изможден этим бременем, казнить иль миловать, а чаще казнить.
Боярство отказывается отпустить царя. Его снова венчают на царство: хоть и тяжела шапка Мономаха, которая "пустовала" только что на троне, но все знаки высшей власти снова при Иване. Рубище монаха носил он недолго. Его снова наряжают царем. Это второе венчание Иван Васильевич осознает как вызов не только боярству, но мироустройству: если не дано уйти в скит, скрыться в монастырской келье, то уж теперь он будет властвовать без оглядки на недавнее покаяние.
Режиссер купировал в тексте явление волхвов, оставив только отголоски их предсказания царю Ивану в диалоге последнего с Годуновым. Волхвы, как известно, предвидят смерть Иоанна в Кириллин день, что Слюсаренко совсем не случайно вынес в название своего спектакля.
В этот последний предсмертный день Грозный думает не о собственном пределе, а о том, как будет после Ивана править слабый Федор, прозванный Грозным «пономарем». Отец хватает сына буквально за горло, душит, трясет его со словами, что Федор будет править. «Пономарь» плачет как ребенок. Его голова, зажатая в руках Грозного, мало подходит к шапке Мономаха, лицо морщится от ужаса предстоящего испытания властью. Он не готов, не хочет брать в свои слабые руки скипетр и державу и криком кричит: «Царь-батюшка, не хочу быть царем!». Этот эпизод мастерски играет Алексей Дегтярев.
Лучше других стилистику спектакля понимает Юлия Филиппова, играющая последнюю жену Грозного Марию Федоровну. Слюсаренко не ставит целью на сцене следование исторической достоверности, если говорить о пространственном решении и костюмах. Сцена свободна от бутафории за исключением нескольких скупых предметов. Костюмы в большей мере стилизованы, нежели археологически воссозданы (сценография – Игорь Капитанов, художник по костюмам — Андрей Климов). В спектакле есть своя мера условности и достоверности, требующей особого баланса и в актерской игре: минимализма, скупой сдержанности в выражении чувств и способности схватить драматизм образа крупными штрихами, не дробя психологической нюансировкой создаваемый характер. Вот это удается в труппе немногим. Пока не убедителен стан бояр, которые кажутся вполне себе обеспеченной и сытой группой, которая не боится царя Ивана, не говоря уж о грядущих испытаниях для государства. Юлия Филиппова как раз держит этот баланс: молодая, статная и гордая, она пребывает в тревоге за своего царевича Ивана. Царь хочет жениться на племяннице английской королевы. Тогда ее участь известна — ссылка в монастырь, но, оставаясь царицей, соблюдая положенный ритуал, сдержанная и внешне величавая, она неуловимо тревожна. Что будет с ее сыном? Уцелеет ли наследник престола или ребенок обречен?
Уцелеет ли Русь? Полотно, которое в начале спектакля Иван тащил на себе, бояре в финале рвут на части, а участь Федора, его жены Ирины и царевны Марии Федоровны определена: судьбы их обречены. Вина ли в том Грозного или его беда, которая бежит за каждым, кто сядет на трон или будет стоять рядом?
комментарии(0)