Фото предоставлены Союзом композиторов России и Центром современной музыки Софии Губайдулиной
«Композиторские читки» – проект Союза Композиторов России – без преувеличения, можно назвать уникальным. Его суть такова: известный ансамбль современной музыки играет свежеиспеченные опусы композиторов-участников, разбирает партитуры по кусочкам вместе с композиторами-наставниками, помогая молодым коллегам не просто найти свой маршрут на карте современной музыки, но и не сбиться с выбранного пути. О таком, как говорится, можно было только мечтать. Это на Западе подобные вещи – дело привычное: в США похожие «читки», названные «чтением партитур», и вовсе входят в систему музыкального образования. В нашей же стране молодые авторы пишут преимущественно для друзей-исполнителей, чтобы представить свое творение в галереях и музеях звука или же в стенах консерватории на очередном зачете. Результатом становится не творческий диалог композитора с музыкантом и попытка придать граням сочинения совершенную форму, а, в лучшем случае, видеозапись для соцсетей и восторженные отклики пользователей.
«Композиторские читки» предлагают профессиональное погружение в мир конкретной пьесы. Прилюдно, во всеуслышание и на глазах у автора – но не в духе советских партийных заседаний или «разбора полетов», а в почти семейной обстановке, в атмосфере радости и воодушевления. Творческая образовательная лаборатория успешно стартовала прошлым летом в Москве, и уже тогда стало ясно, что продуктивное начинание потребует продолжения. В этот раз местом притяжения молодых композиторов из России и Ближнего Зарубежья стала Казань – практически родина патриарха современной музыки Софии Губайдулиной, где активно действует Центр ее имени.
Фото предоставлены Союзом композиторов России и Центром современной музыки Софии Губайдулиной |
Фото предоставлены Союзом композиторов России и Центром современной музыки Софии Губайдулиной |
Фото предоставлены Союзом композиторов России и Центром современной музыки Софии Губайдулиной |
Пьеса «Pray» москвича Кирилла Архипова впитала в себя похожие приемы развития, наблюдаемые у греческого авангардиста Яни Христу, а тонкий чувственный квинтет Дмитрия Мазурова во многом напомнил музыку итальянцев Шаррино и Филидеи. Гости из Армении – композиторы Джемма Минасян и Гор Испирян – решили избежать ожидаемых «восточных мотивов», представив изощренные партитуры в лучших европейских традициях. А сочинения Вадима Генина из Саратова и Евгения Морозова из Ростова-на-Дону будут помнить еще долго. Первый составил компанию МАСМ – спел свои «Рыцарские песни», тряся бубном в такт, а второй умудрился в финале целиком поместить бессмертный хит «Мурка».
Что советовали таким разным и, безусловно, талантливым людям? Помимо чисто технических вещей – не бояться выйти за рамки привычного, глубже исследовать собственный материал, избегать прямолинейности и формальности, пытаться переосмыслять подход к инструментам и т.д. С утра и до глубокой ночи, в зале Союза композиторов республики Татарстан или на улицах ее столицы, творческое взаимодействие, обмен опытом и просто профессиональное общение, которых сейчас не хватает, не прерывались. Финальной точкой этого грандиозного проекта стал концерт МАСМ в Центре современной культуры «Смена», где публика услышала пьесы кураторов и забавную миниатюру «Lipstick» для флейты и видео голландца Якоба TV. Казань взяли, Астрахань – пока нет, но не исключено, что «Композиторские читки» доберутся и до этого города, ведь пока неизвестных молодых композиторов у нас, оказывается, еще очень много.
комментарии(0)