Конкурс вокалистов проходил под оркестр под управлением Александра Сладковского. Фото пресс-службы конкурса Глинки
Восемь лауреатов (четыре мужские и четыре женские премии) выступили в Большом концертном зале им. С. Сайдашева вместе с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского и затем на Новой сцене Мариинки с театральным оркестром под управлением Михаила Синькевича.
Конкурс Глинки впервые прошел в Москве в 1960 году, он является старейшим в России состязанием оперных певцов. Оставаясь в тени своего более именитого собрата, Конкурса Чайковского, куда вокалисты были допущены в 1966 году, за почти 60 лет он выпустил блестящую плеяду выдающихся артистов, среди которых такие корифеи мировой сцены, как Елена Образцова, Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина, Анна Нетребко и многие другие. 40 лет, с 1968 по 2009 год, руководителем Конкурса Глинки была знаменитая певица, солистка Большого театра Ирина Архипова. Ее идея придать музыкальному соревнованию действительно всесоюзный статус, лишив его «постоянной прописки» и пустив в странствие по просторам огромной страны, дала возможность многочисленным любителям оперного пения из союзных республик увидеть и услышать будущих звезд, а региональным артистам, не имеющим средств на проезд и проживание в другом городе, подать заявку и выступить на родной сцене. После кончины Ирины Константиновны дело некоторое время продолжал ее супруг, тенор Владислав Пьявко, но в 2014 году традиция прервалась.
Задачу воскресить легендарный конкурс поставила перед собой известная певица Альбина Шагимуратова, получившая в 2005 году на нем первую премию еще из рук Архиповой. Заручившись поддержкой таких влиятельных персон, как худрук Мариинки Валерий Гергиев и президент республики Татарстан Рустам Минниханов, Альбине удалось в очень сжатые сроки организовать прослушивания в Казани, городе со славными академическими традициями, пригласив туда серьезное жюри и собрав около 250 заявок, тем самым обеспечив должный масштаб и статус. За девять дней через сцену Большого концертного зала Сайдашева прошло более 200 участников из 14 стран, из которых в третий тур было отобрано 15 человек, получивших возможность спеть в сопровождении оркестра.
Уровень мастерства финалистов оказался очень разным, и, к чести судейской комиссии, в состав которой вошли не только известные певцы и педагоги, но и театральные менеджеры, можно сказать, что в целом распределение мест стало справедливым, совпав с реакцией публики и с мнением критиков. Получивший четвертую премию Акылбек Пиязов, баритон из Узбекистана, в арии Роберта из «Иоланты» больше вложился в темперамент, пожертвовав некоторыми техническими моментами. А его старший коллега, лауреат второй премии Станислав Ли, выступающий в Московском театре имени Станиславского, в той же самой арии сделал упор на динамике, выдав звонкий, почти теноровый звук, легко перекрывший оркестр, который под управлением Александра Сладковского постоянно норовил показать свои «мускулы», расцветая яркими красками в инструментальных отыгрышах. Невозмутимый, богатырского сложения китайский тенор Даолигень, ставший обладателем третьей премии, первые слова ариозо Германа «Что наша жизнь…» произнес как некую устоявшуюся максиму, спев знаменитый номер без лишней аффектации, а скорее в характерном восточно-медитативном складе, вызвав, впрочем, силой своего голоса восторженные аплодисменты. Высокое сопрано из Петербурга Анна Денисова чистенько, аккуратно и трогательно исполнила ариозо Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова, а вот в вальсе Джульетты ей немного не хватило легкости и полета, свойственных беззаботной юности, итог – четвертая премия.
Победителем среди мужчин стал баритон из Москвы Константин Сучков, блеснувший в арии Ирода из «Иродиады» Массне и балладе Томского из «Пиковой дамы» Чайковского актерской харизмой, затмившей опять же технические огрехи. Первое место среди женских голосов также было отдано Москве, явной фаворитке тура меццо-сопрано Марии Бараковой, поставившей в финал столь разные вещи, как арию Любавы из оперы «Садко» Римского-Корсакова и речитатив и арию Арзаче из «Семирамиды» Россини. Зато эти два номера дали в полной мере продемонстрировать Марии разные грани своего таланта: протяжную кантилену и темперамент в русской арии и блестящую технику в итальянской. Последнее заслуживает особенного восхищения, поскольку грамотно петь европейскую старинную музыку российские певцы стали совсем недавно (тому пример – Юлия Лежнева, Елизавета Свешникова), а универсализм и хорошая профессиональная база, как показывает практика, обычно хорошо и востребованы. Остается надеяться, что дающий певцам путевки в жизнь Конкурс имени Глинки действительно возродился на новом этапе и продолжит свой путь во времени и в пространстве.
Казань–Санкт-Петербург
комментарии(0)