0
2551
Газета Культура Печатная версия

21.04.2019 17:37:00

В Москве показали вторую серию иммерсивного спектакля "Дом 19/07"

Шоу должно продолжаться

Тэги: иммерсивный спектакль, артем каграманян


иммерсивный спектакль, артем каграманян Погружение в эпоху. Фото © «Дом 19/07»

Усадьба поручика Александра Поливанова, что недалеко от Старого Арбата, вновь принимает гостей. Не так давно дом 1823 года постройки пережил реставрацию и был сдан в аренду Фонду социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия, который окончательно превратил его в театральную площадку. Теперь там проходят ставшие в последнее время модными иммерсивные спектакли, где публика не просто перемещается по комнатам и залам, но и может смотреть несколько сюжетов одновременно в разных пространствах. Конечно, точнее это было бы назвать променад-театром – публика все-таки не получает полную свободу перемещения, а следует за экскурсоводом-актером в своей группе – но создателей проекта жанровые особенности, кажется, интересуют меньше, чем возможность превратить «бродилку» в эффектное шоу (недаром на их счету постановки мюзиклов и ледовых шоу).

Первая часть иммерсивного спектакля стартовала еще в декабре 2017-го и выдержала 139 показов. Окрыленные успехом, его авторы принялись за вторую, подчеркнув, что это будет продолжение и вместе с тем предыстория «театрального сериала» – то есть новые сюжеты с одними и теми же героями представят их жизнь, поступки до событий, описываемых в первой «серии». В новом спектакле «Дом 19/07. Начало» зрителей, как и раньше, заставляют надеть маски и, в зависимости от их цвета, следовать по выбранному маршруту (голос из колонок услужливо подскажет, за кем идти, напомнит, что в Доме нельзя оставаться одному и т.д.). За один спектакль можно стать участником только одной линии сюжета, придуманного драматургом Борисом Комаровым, но финал у всех масок общий.

Разыгрываемые музыкально-театральные сценки в условном 1907 году представляют собой «букет» широко известных мотивов, атрибутов русской литературы XIX века. Офицер Алексей Орлов – азартный игрок в карты, который, узнав о приезде своей престарелой тетушки Веленской де Бишон, решается на ее убийство, чтобы получить богатое наследство (привет Герману и Раскольникову), обрести счастье с возлюбленной Ольгой Сергеевной и выдать замуж свою дочь Варю за адвоката Федора, который его же и разоблачает. Зрители оказываются то в кабинете Орлова, то в спальне тетушки, то в трактире, а начинается и заканчивается история в зале для спиритического сеанса.

Режиссер Артем Каграманян и его команда постарались сделать все, чтобы увиденное было максимально зрелищным и запоминаемым – в ход шли фокусы от иллюзионистов, оружие, живая мышь, усиленные всевозможными оттенками темного зловещего света (художник – Руслан Зинатуллин). Эффект погружения в эпоху русского дворянства возникал не столько благодаря диалогам и поведению актеров, сколько одежде в духе того времени и, конечно же, интерьеру Дома, заставленному минимальными декорациями. Действие, безусловно, захватывало, но страшно почему-то не было – даже когда вдруг появился призрак тетушки и стал хохотать. Нам постоянно напоминали, что за окном – 2019 год: свидетели «сериала», как в академическом театре, сидели на стульях и фотографировали, а постоянно бьющие в глаза софиты и сложное техническое оборудование мало соотносилось с фразами наподобие «не гневайтесь, папенька».

Ощущение академизма и преувеличенной театральности добавляли сами артисты: иногда монологи и вокальные номера с преувеличенной жестикуляцией казались чересчур пафосными. В целом актерский состав соответствовал своим образам и нельзя сказать, что кто-то не справился с задачей режиссера – наоборот, даже второстепенные, эпизодические герои порой привлекали внимание куда больше, чем главные (Орлов – Вячеслав Штыпс, Варя – Алла Онофер, Ольга Сергеевна – Ольга Реутова). Особенно запомнилась блестящая игра тетушки Веленской де Бишон – 82-летней актрисы Театра Луны Ирины Чипиженко, а также харизма Ростислава Колпакова – «исполнителя ее убийства» Феликса, основного персонажа первой части театрального сериала. И куда же без музыки: драматические арии в духе мюзикла и эффектный саунд-дизайн Руслана Муратова и Юрия Морозова удачно дополняли происходящее в комнатах.

По словам худрука проекта Сергея Сорокина, «Дом 19/07» и «Дом 19/07. Начало» – два разных спектакля, пусть и объединенных общими героями и пересекающимися сюжетными мотивами. Составить полное представление об этом театральном эксперименте, конечно, можно только посмотрев две серии, причем все три ее маршрута. Удовольствие недешевое (билет стоит 6 тыс. руб.), но любители иммерсивности, детективов, квестов и приключений останутся удовлетворенными. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости