Фото: Наталья Коньшина
Камерное музицирование сегодня не слишком в чести. Малые залы, скромные децибелы, сложные программы – много денег на этом не сделаешь. А в наше время деньги – главный критерий: поэтому востребовано в основном что-то крупное, многолюдное, громкое – как по динамике, так и по пиар-раскрученности – способное собрать большие массы публики. Но рано или поздно человек устает от такого напора, от такого эмоционального пережима – хочется чего-то более сокровенного, интимного, тонкого. Камерная музыка в этом плане – настоящий клондайк: неисчислимые богатства таятся за этим скромным словосочетанием. Великие композиторы прошлого, что наши, что иностранные, столько всего насочиняли в камерных жанрах, что дух захватывает – играть, не переиграть, петь, не перепеть. Камерная музыка, несмотря на малую востребованность у агентов и концертных менеджеров, активно пишется и сегодня – современные композиторы хорошо понимают, что шансов услышать исполненными перед публикой свои оперы или симфонии гораздо меньше, чем струнный квартет или романс.
Вопреки всем сложностям камерное исполнительство живет и развивается – и не только в столицах. В Воронежской филармонии однажды задумались о целом фестивале камерной музыки – предприятии рискованном, тем более в провинции, где и традиционно спрос на академическое искусство был не очень-то велик, а в последние десятилетия тотального оболванивания населения, бесконечного накачивания его попсовым ширпотребом, заметно его снижение. И, тем не менее, фестиваль родился – прошлой весной провели первый, нынешней – повторили. Назвали красиво – «Воронежская камерата», вспомнив, конечно, ренессансных предтеч из благословенной Флоренции, которым малыми силами и малым кругом удалось когда-то родить великое. Камерата по-итальянски – маленькая компания, кружок: название очень точное, ведь камерная музыка - это всегда разговор двух родственных душ, всегда музыка от сердца к сердцу.
Программу второго фестиваля худрук филармонии Ирина Авралева составила с большим вкусом. Ей удалось гармонично сочетать разные жанры, более рафинированное с более популярным, разных исполнителей, разные составы участников. Камерный оркестр и вокальный рецитал, солирующий клавесин и вокальное трио в сопровождении этого же инструмента, фортепианный дуэт и два совершенно разных квартета – один, творящий в стиле кросс-овер, другой – изысканно академический – поистине на фестивале было что послушать. Четыре фестивальных дня подарили настоящий калейдоскоп впечатлений, общий знаменатель у которых, тем не менее, один – утонченность и трепетное, любовное отношение к музыке.
Фото: Наталья Коньшина |
Но, конечно, основная приманка фестиваля – гастролеры из столиц, игравшие на основной сцене на площади Ленина. На его открытии выступил один из самых прославленных российских коллективов – Камерный оркестр России под управлением Алексея Уткина. Свою программу московские музыканты назвали «От барокко до джаз-рока». В первом отделении царили титаны 18 века – изначально планку задали очень высокую: великий Бах (Концерт для гобоя и скрипки с оркестром) своим глубокомыслием и совершенством затмил и энергичного Вивальди (Концерт для двух скрипок с оркестром ля мажор), и грациозного Телемана (Концерт для флейты и гобоя с оркестром), – но все три дали возможность продемонстрировать идеальный строй и выразительную игру уткинцев. На контрасте выстроенное второе отделение – настоящий эксклюзив: это переложенные Уткиным для своего коллектива композиции известного британского рок-гитариста Джона Маклафлина «Ирландская мелодия», «Метаморфозы» и «Индийский танец». Акустически непривычные в академическом зале краски игре ГАКОРа добавляла электрогитара. Музыка сменяющихся контрастов Маклафлина как влитая легла на виртуозов Уткина: медитативно индуистское чередуется с задорно танцевальным и мотивами голливудских саундтреков. У этой эклектики своя правда и своя неоспоримая витальность.
Главный вокальный концерт фестиваля – сольник Полины Шамаевой. Меццо из «Новой оперы» в Воронеже своя – закончила местный музыкальный колледж имени Ростроповичей, а после победы в «Большой опере», которую смотрела без преувеличения вся страна, стала в Черноземье практически национальной героиней. Как и Алексей Уткин, Шамаева выбрала классическую двухчастную форму концерта: сначала прозвучали русские романсы, потом – музыка, овеянная жарким солнцем Испании. Миниатюры Чайковского, Рубинштейна, Рахманинова были исполнены ярко, но сдержанно по эмоциям – никакого пережима, никакой излишней аффектации, никаких неоправданно распахнутых страстей. И при этом обворожительно свежий и сочный голос – в этом подходе, сочетающем красоту вокала с его аристократичностью, проглядывало что-то архиповское. Венцом и вершиной первого отделения стала ария Заремы из музыки Аренского к «Бахчисарайскому фонтану»: развернутая драматическая форма близка оперной артистке Шамаевой, здесь она себя чувствует как рыба в воде. Испанские страсти от Де Фальи (Семь испанских народных песен), Бизе (арии из «Кармен»), Равеля (Консепсьон из «Испанского часа») и Чапи (арии из сарсуэл) дали возможность певице несколько переступить границу аполлонического академизма. Нет, никаких вульгарных эффектов она не допустила, но все же стала более раскованной и чувственной, придав своему обворожительному голосу эротических красок. Верным союзником певицы выступила концертмейстер Мария Оселкова, обеспечив чуткий аккомпанемент и железную поддержку.
комментарии(0)